О потерянных идеалах и островках духовности
Тамара Михайловна Мельникова, директор государственного музея-заповедника «Тарханы» — одна из значимых персон культурного сообщества. Поэтому именно ей мы решили задать несколько непростых вопросов накануне Дня музеев.
— Тамара Михайловна, в один из немногих праздников, посвященный созидателям и хранителям культуры, стоит поговорить о положении этой сферы в нашей стране. Не так часто мы это делаем. А специальные издания сегодня поражают малыми тиражами: газета «Культура — 20 тысяч экземпляров, журнал «Мир музеев» — приблизительно столько же. И это на всю страну!
— Вы правы. И ни «Культуру», ни «Мир музеев», ни «Литературную газету» не читают руководители, власть имущие. Культура сегодня в роли падчерицы. А по новому законодательству (смотрите 83 закон РФ) просматривается желание государства практически отказаться от ее финансирования. Нам говорят, мол, зарабатывайте сами. И в то же время из уставов музеев убирают возможность зарабатывать. Правда, в прошлом году получено разрешение заниматься общественным питанием. Летом 2010 года на Лермонтовский праздник поэзии приезжал министр культуры Александр Авдеев, и мы с ним обсуждали эту проблему. Кафе — это удобно для посетителей, приезжающих к нам издалека. А издалека к нам едут все! Но открытым остается вопрос гостиничного бизнеса (возможность для людей остановиться в Тарханах на несколько дней, напитаться Лермонтовской атмосферой, увидеть всё богатство музея.) Мы лишены возможности заниматься издательской деятельностью, у нас нет права на использование своего наименования, товарного знака, музейных коллекций в коммерческих целях и т. д. Но, самое грустное, что по сути 83 закон затрудняет доступ к культурному богатству, к духовности, вернее, к тем островкам духовности, которые представляют из себя сегодня музеи. Следуя ему, музеи не смогут принять ни коллег, ни детей, ни воинов-интернационалистов по льготной системе.
— Все это зависит от первых лиц государства, отрасли...
— Конечно, зависит от первых лиц государства, от приоритетов в государстве существующих, от понимания важности определенных вещей. Никто, например, не станет возражать против пропаганды здорового образа жизни, но чтобы понять, как это важно, надо иметь определенный набор знаний, общую культуру.
Спорт — очень важен, он развивает и укрепляет тело. И изучение точных наук — архиважно, они развивают разум. Но в человеке самое главное — его душа, ей же нужна пища, а это красота, добро, искусство, и если она не занята, не развивается, то человек теряет нравственные ориентиры, не может творить доброе, вечное. Должно быть понимание, что без культуры народ превращается в население, а страна — в территорию. Сейчас мы слышим повсюду, что нужны нанотехнологии, чтобы вывести экономику страны на новый уровень. Да, это важно. Но чтобы люди могли это делать, у них должны быть не только знания, но и нравственность, культура. Без этого работающий на компьютере становится хакером, — его сердце пусто, он не развит, не понимает, что делать так нехорошо. Или представьте спортсмена без идеалов, без понятия Родины — такой готов продаваться туда-сюда, уничтожать соперников, то, на что сейчас делается упор.
— Как вы считаете, с какого времени в России начался провал в сфере воспитания?
— В 80-х гг. «прервалась связь времен». С 1985 года в стране нет настоящей духовной опоры. Целое поколение людей выросло в политико-экономической духовной чехарде. Произошла потеря высоких идеалов. Всем кажется, что это неважно. Но преступления, казнокрадство, издевательства над детьми и т. д. — результат этого «неважного». Кто воспитывает человека? Семья, детский сад, школа.
А что из себя представляют сами воспитатели? Большинства из них не коснулось воспитание. Что делать со своими детьми, как влиять на них, они не знают. Могут только применить силу. Нужна в первую очередь культура, чтобы пробудить память, душу, разум. Только культура, искусство способны вызвать положительные эмоции, заставить человека задуматься, пожалеть слабого, сочувствия ближнему, заплакать чистыми слезами.
Нельзя научить людей любить свой народ, свою страну, если они не знают истории, не помнят о великих делах своих предков, их ошибках, не понимают, что такое прошлое и к чему оно нам в этой жизни.
Куликово Поле и все музеи великих битв и великих писателей — это огромный материал для воспитания людей. А Лермонтов? Скажите мне, кто из писателей не просто любил Россию и свой народ, а так сердечно об этом писал? Одно дело, когда любишь молча, а другое — когда можешь сказать об этом.
— Вам удалось создать особую мощную атмосферу в музее, которая, как мне кажется, распространяется далеко вокруг.
— Иногда кажется, что ничего мне не удалось! Конечно, музей я держу, а насколько далеко это распространяется, трудно сказать… Меня постоянно бьют. И говорят: «Ты со своим музеем всех достала». То им нужно цементный завод построить на охранной территории, а я мешаю. То хотят ресторан напротив мельницы засандалить, а я мешаю. То амбулаторию предлагают закрыть и на этом месте возвести дома жилые, а я мешаю, потому что это напротив могилы Лермонтова! Меня пока не поддержали в том, чтобы создать представительство Лермонтовского музея-заповедника в Пензе. А ведь это было бы только на пользу областному центру! Мы планировали создать там монографическую экспозицию о Лермонтове, размещать выставки, проводить Лермонтовские конференции и прочие мероприятия. Можно было бы иметь несколько гостиничных номеров… Кому от этого плохо?
В Ростове Шолоховскому музею дали шикарное помещение 19 века, «Ясная Поляна» имеет в Туле роскошное здание 19 века. Тамбов нам предлагает под представительство помещение 19 века. В Пензе же мне говорят, что не надо этого. Вот вам и влияние атмосферы…
Если говорить о Лермонтове, то, конечно, имя его знает весь мир. И его влияние распространяется, как предполагали Мережковский, Даниил Андреев, не только на земном плане, но и в иных сферах. Но нет пророка в своем отечестве.
— Как широко будет отмечаться 200-летие со дня рождения Лермонтова в 2014 году?
— Меня очень беспокоит отсутствие (до сих пор) Указ Президента, Постановления Правительства России о проведении юбилея. Наш план, программа подготовки к этому событию одобрены и утверждены коллегией Министерства культуры РФ. И мы, поверьте, делаем все, что в наших силах, чтобы встретить гостей (а я думаю, это будут гости со всего мира) достойно.
На фото: Тамара Михайловна Мельникова и Александр Исаевич Солженицын, музей-заповедник «Тарханы», 1995 год: трудный разговор о культуре в России.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
Просим лодки: пензенцы жалуются на затопленный переход на проспекте Победы
На ситуацию отреагировали власти городаНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
Пензенские студотрядовцы вошли в число лучших на Всероссийском слете
В этом году мероприятие собрало 12 500 человек из 89 регионов нашей страныВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Даже отличный продукт не продаст себя без продвиженияБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Денис Коряжкин вошел в топ-10 российских руководителей направления по работе с МСП
Призер чемпионата мира по гимнастике дал мастер-класс студентам ПГУ
Григорий Климентьев показал выполнение сложных элементов