Нетипичные цыгане: история семьи Лебедевых из пензенской Сосновки
Как красиво и пронзительно звучали в устах главы семейства Николая Борисовича эти строки, исполненные со знаменитым цыганским надрывом под фортепианный аккомпанемент его внука Рамира!
– Девочки, для вас! – с улыбкой произнес Николай Борисович. («Девочки» – это я и Галина Терсинцева, глава администрации Сосновского сельсовета Бековского района.)
С песней по жизни
То, что мужчины Лебедевы хорошо поют, для меня не было сюрпризом. В прошлом году на песенном фестивале «Когда цветут сады» в Колемасе Малосердобинского района дебютировал вокальный ансамбль «Бахталэ рома» («Счастливые цыгане»), в числе участников которого еще один внук Николая Борисовича Данил и его троюродный брат Слава. Парням отчаянно хлопали.Наконец, мы познакомились с молодыми артистами лично и поняли, в кого Данил и Рамир такие талантливые.
А их родственник Слава Лебедев еще и недурно читает рэп, сам сочиняя стихи.
Если для Славы (будущего машиниста локомотива) и Данила (работника «Пензенских кленоварен» и папы двух чудесных малышей) музыка – просто хобби, то девятиклассник Рамир занимается ей всерьез: учится игре на фортепиано и мечтает поступить в Пензенское музыкальное училище.
– Если у детей есть способности – их надо развивать, – считает Николай Борисович. – А родители, бабушки и дедушки должны в этом помогать.
Лебедев-старший также поет для души, в свободное от крестьянского труда время. У него небольшое подсобное хозяйство, на развитие которого он в прошлом году получил 100 тыс. рублей по соцконтракту.

Осели в Сосновке
Уже по роду занятий Лебедевых можно понять, что их образ жизни нетипичен для большинства цыган Сурского края, занимающихся преимущественно торговлей.У всех как минимум девять классов средней школы за плечами, в том числе и у девушек. Парни идут дальше, получают среднее специальное образование и, если это возможно, устраиваются работать по профессии.
Причем эта тенденция характерна для цыганского населения Сосновки в целом (а живут здесь сегодня 189 представителей древнего кочевого народа).
Еще одна особенность: местные цыгане не обособляются от односельчан, а прекрасно взаимодействуют с русскими и представителями других национальностей, учатся, работают с ними бок о бок, дружат, ходят в гости друг к другу. При этом сохраняют свои культуру и язык.
Цыгане появились в Сосновке во второй половине прошлого века, когда в СССР вышел так называемый указ об оседлости и несколько семей из двух родов – Лебедевых и Вороновых – выбрали это село своим постоянным местом жительства. Они принадлежат к группе «руска рома» (русские цыгане). Позднее к ним присоединились сэрвы, ведущие свою историю от балканских рома, и одна семья влахов (их далекие предки пришли в Россию из Румынии). Группы говорят на разных диалектах цыганского языка и различаются некоторыми культурными традициями.

К слову, именно руска рома считаются самыми интегрированными в общество – когда-то они были лучшими конюхами и кузнецами, пели в знаменитых придворных и помещичьих цыганских хорах, воевали в Отечественную войну 1812 года с французами, в Великую Отечественную войну – с гитлеровской армией.
– У нас все работают: я занимаюсь животноводством, сын и моя сестра Оксана выезжают, как и многие другие сельчане, на заработки в Москву, – рассказывает Николай Борисович. – Внук Данил – на кленоварне. А его жена Ангелина, которую я считаю своей внучкой, хоть и занята воспитанием маленьких детей, но по хозяйству помогает, когда время есть. Она и за скотиной ухаживает, и корову подоить может.
Совет да любовь
Данил женился в 17 лет. Невесту ему нашли и сосватали родственники из Тамбова. До помолвки молодые друг друга не видели. Ангелину родные просто поставили перед фактом: мол, в такой-то день тебя сватать приедут. Эта старинная традиция до сих пор жива у цыган, как и ранние браки. Иногда и в 15 лет женятся.К счастью, Данил и его невеста с первого взгляда приглянулись друг другу. Все у них сложилось как надо.
– Но если бы мне Данил совсем не понравился, меня бы насильно никто замуж не выдал, – уточняет Ангелина. – Все-таки наши желания учитываются. Я своей замужней жизнью довольна. Данил – заботливый муж, хороший отец.

Она быстро привыкла к длинным юбкам, полностью закрывающим ноги, и платку, искусно закрученному на волосах – непременным атрибутам гардероба замужней женщины. Если девушки еще могут допустить некоторые вольности в одежде, например надеть брюки, то молодой женщине такое непозволительно.
По словам Галины Терсинцевой, цыгане уже надежно вросли корнями в сельскую землю.
– Особенно потомки тех, первых новоселов Лебедевых и Вороновых, – уверяет Галина Павловна. – Их образ жизни мало чем отличается от нашего. А вот те, кто пытался навести свои порядки, заниматься какой-то противозаконной деятельностью, здесь не прижились, свои же выдавили. Вот такой у нас интернационал!
По слухам, приехали однажды в Сосновку цыгане из Пензы – посмотреть, как живут соплеменники. И, ознакомившись с местным укладом, выразили недовольство: дескать, забыли традиции предков. Впрочем, сосновские не сильно расстроились: живут, как считают правильным, – всем не угодишь.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
В Каменке после вмешательства прокуратуры музей оборудуют пандусом
Надзорное ведомство проконтролирует исполнение решения суда
На Мальдивах планируют провести фестиваль подобный пензескому
Иностранцев заинтересовал гидроавиаслет «Крылья Спутника»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам