Нетипичные цыгане: история семьи Лебедевых из пензенской Сосновки

Цыгане из Бековского района живут, учатся и работают с русскими бок о бок, дружат семьями, при этом сохраняя свои культуру и язык

Нетипичные цыгане: история семьи Лебедевых из пензенской Сосновки

Дома у Лебедевых нас встретили песней: «Вот она – холодная зима, и сугробы выросли на крышах. Я схожу от одиночества с ума, мне давно никто уже не пишет…». 
Как красиво и пронзительно звучали в устах главы семейства Николая Борисовича эти строки, исполненные со знаменитым цыганским надрывом под фортепианный аккомпанемент его внука Рамира! 

– Девочки, для вас! – с улыбкой произнес Николай Борисович. («Девочки» – это я и Галина Терсинцева, глава администрации Сосновского сельсовета Бековского района.)

С песней по жизни

То, что мужчины Лебедевы хорошо поют, для меня не было сюрпризом. В прошлом году на песенном фестивале «Когда цветут сады» в Колемасе Малосердобинского района дебютировал вокальный ансамбль «Бахталэ рома» («Счастливые цыгане»), в числе участников которого еще один внук Николая Борисовича Данил и его троюродный брат Слава. Парням отчаянно хлопали. 

Наконец, мы познакомились с молодыми артистами лично и поняли, в кого Данил и Рамир такие талантливые.

А их родственник Слава Лебедев еще и недурно читает рэп, сам сочиняя стихи.

Если для Славы (будущего машиниста локомотива) и Данила (работника «Пензенских кленоварен» и папы двух чудесных малышей) музыка – просто хобби, то девятиклассник Рамир занимается ей всерьез: учится игре на фортепиано и мечтает поступить в Пензенское музыкальное училище.

– Если у детей есть способности – их надо развивать, – считает Николай Борисович. – А родители, бабушки и дедушки должны в этом помогать.

Лебедев-старший также поет для души, в свободное от крестьянского труда время. У него небольшое подсобное хозяйство, на развитие которого он в прошлом году получил 100 тыс. рублей по соцконтракту.

DSC_3892.jpg

Осели в Сосновке

Уже по роду занятий Лебедевых можно понять, что их образ жизни нетипичен для большинства цыган Сурского края, занимающихся преимущественно торговлей. 
У всех как минимум девять классов средней школы за плечами, в том числе и у девушек. Парни идут дальше, получают среднее специальное образование и, если это возможно, устраиваются работать по профессии.

Причем эта тенденция характерна для цыганского населения Сосновки в целом (а живут здесь сегодня 189 представителей древнего кочевого народа).

Еще одна особенность: местные цыгане не обособляются от односельчан, а прекрасно взаимодействуют с русскими и представителями других национальностей, учатся, работают с ними бок о бок, дружат, ходят в гости друг к другу. При этом сохраняют свои культуру и язык.

Цыгане появились в Сосновке во второй половине прошлого века, когда в СССР вышел так называемый указ об оседлости и несколько семей из двух родов – Лебедевых и Вороновых – выбрали это село своим постоянным местом жительства. Они принадлежат к группе «руска рома» (русские цыгане). Позднее к ним присоединились сэрвы, ведущие свою историю от балканских рома, и одна семья влахов (их далекие предки пришли в Россию из Румынии). Группы говорят на разных диалектах цыганского языка и различаются некоторыми культурными традициями.

DSC_4087.jpg

К слову, именно руска рома считаются самыми интегрированными в общество  – когда-то они были лучшими конюхами и кузнецами, пели в знаменитых придворных и помещичьих цыганских хорах, воевали в Отечественную войну 1812 года с французами, в Великую Отечественную войну – с гитлеровской армией.

– У нас все работают: я занимаюсь животноводством, сын и моя сестра Оксана выезжают, как и многие другие сельчане, на заработки в Москву, – рассказывает Николай Борисович. – Внук Данил – на кленоварне. А его жена Ангелина, которую я считаю своей внучкой, хоть и занята воспитанием маленьких детей,  но по хозяйству помогает, когда время есть. Она и за скотиной ухаживает, и корову подоить может.

Совет да любовь

Данил женился в 17 лет. Невесту ему нашли и сосватали родственники из Тамбова. До помолвки молодые друг друга не видели. Ангелину родные просто поставили перед фактом: мол, в такой-то день тебя сватать приедут. Эта старинная традиция до сих пор жива у цыган, как и ранние браки. Иногда и в 15 лет женятся.

К счастью, Данил и его невеста с первого взгляда приглянулись друг другу. Все у них сложилось как надо.

– Но если бы мне Данил совсем не понравился, меня бы насильно никто замуж не выдал, – уточняет Ангелина. – Все-таки наши желания учитываются. Я своей замужней жизнью довольна. Данил – заботливый муж, хороший отец.

DSC_4007.jpg

Она быстро привыкла к длинным юбкам, полностью закрывающим ноги, и платку, искусно закрученному на волосах – непременным атрибутам гардероба замужней женщины. Если девушки еще могут допустить некоторые вольности в одежде, например надеть брюки, то молодой женщине такое непозволительно.

По словам Галины Терсинцевой, цыгане уже надежно вросли корнями в сельскую землю.

– Особенно потомки тех, первых новоселов Лебедевых и Вороновых, – уверяет Галина Павловна. –  Их образ жизни мало чем отличается от нашего. А вот те, кто пытался навести свои порядки, заниматься какой-то противозаконной деятельностью, здесь не прижились, свои же выдавили. Вот такой у нас интернационал!

По слухам, приехали однажды в Сосновку цыгане из Пензы – посмотреть, как живут соплеменники. И, ознакомившись с местным укладом, выразили недовольство: дескать, забыли традиции предков. Впрочем, сосновские не сильно расстроились: живут, как считают правильным, – всем не угодишь.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER