Не сдаваться без боя

Не сдаваться без боя

Валерий Куземин: — Отсутствие патриотизма — один из признаков шизофрении.

Послезавтра — День защитника Отечества. Для меня, дочери подполковника запаса, ветерана-«афганца», это большой праздник, когда ощущаешь особую гордость за свое происхождение. Традиционные подарки всем мужчинам в доме, нешумные вечерние посиделки за накрытым столом, солдатские и офицерские байки, теплые и немного грустные воспоминания о дедах и прадедах — фронтовиках, что давно уже «превратились в белых журавлей».
А еще в этот день поневоле задумываешься о том, что праздник 23 февраля в России теряет свою особую значимость. Потому что утрачен престиж воинской службы: молодежь призывного возраста спит и видит, как бы откосить от срочной, а отношение общества к защитникам Отечества наиболее полно отражено в армейских анекдотах. Своими невеселыми размышлениями я поделилась с гостем «Пензенской правды», давним другом нашей редакции Валерием Куземиным. Он — подполковник запаса, ветеран спецназа ГРУ, участник боевых действий в Афганистане. Много лет преподавал психологию на военной кафедре (ныне не существующей) в ПГПУ им. В.Г. Белинского.

— Валерий Петрович, у всех на слуху реформирование армии и бесконечные разговоры о том, что нужно повышать ее статус. Но ведь ничего, по сути, не меняется. Разве что срок всеобщей воинской повинности до года сократили. А так все по-прежнему. У кадровых военных низкие зарплаты и пенсии. Молодые люди идут служить преимущественно под страхом уголовного преследования. Неуставные отношения в армии как были, так и остались, более того, приобрели какие-то садистские формы.
— Но ведь и на «гражданке» в целом ничего не изменилось. Армия не может быть здоровой, если больно все общество. Мы удивляемся: откуда берутся жестокие, не признающие никакой морали «отморозки», готовые в приступе немотивированной агрессии забить сослуживца до смерти? Да оттуда же, откуда малолетние преступники — дети, воспитанные улицей, блатной «романтикой», кино про бандитов и маньяков и компьютерными «стрелялками»! Не с Марса, а из нашей с вами действительности.
Часто в «неуставщине» обвиняют командиров — мол, они мало того, что не занимаются личным составом, так еще и сами рукоприкладствуют. В большинстве случаев эти упреки обоснованы. Но если армию столько лет шельмовать, трудно поверить, что служить туда пойдут люди исключительно высоких моральных принципов. Но и порядочные и ответственные офицеры не будут дневать и ночевать в казарме, у них другие заботы — как семью прокормить и где бы найти дополнительный заработок втайне от начальства. И постоянная угроза сокращения, а в перспективе пенсия, которой едва хватает на оплату коммунальных услуг и еду.

— Самое интересное, что в царской армии офицерам тоже жилось несладко. Современники называли их «изгоями казны»: «Нельзя указать класса царской России, хуже обеспеченного, чем офицерство. Офицер получал нищенское содержание, не покрывавшее всех его неотложных расходов. В особенности, если был семейным — влачил нищенское существование, недоедал, путаясь в долгах, отказывая себе в самом необходимом». Но какая была в этих людях сила духа, готовность к самопожертвованию! Служили действительно не за страх, а за совесть. Впрочем, как потом и офицеры Советской Армии.
— И прапорщики, и солдаты. Потому что все они были настоящими патриотами, готовыми, не задумываясь отдать жизнь за Родину. А у нас за последние двадцать лет выросло целое поколение, которому усиленно внушалось, что его страна — плохая, что соотечественники по большей части ленивые и пьющие, что история наша — сплошные кровавые репрессии, и что родина — не там, где ты родился, а где тебе комфортно.
Помните, как либералы кинули в массы лозунг «Патриотизм — последнее прибежище для негодяя»? Знаете, такое мог сказать только психически нездоровый человек. Вы знаете, что один из признаков шизофрении — отсутствие любви к Родине?

— ?!
— Именно так. Это вам любой психиатр скажет. У больного шизофренией возникает внутренний хаос, разрушается ощущение самостийности (деперсонализация) и утрачивается адекватное восприятие реальности, что пагубно отражается на отношениях больного с социумом. Человек начинает отторгать своих близких, а затем и Родину, переставая включать ее в категорию «мое». В детской психиатрии при подозрении на шизофрению применяют такой тест: ребенку предлагают представить ситуацию, связанную с посягательством на то, что теоретически должно быть ему дорого. Допустим, хулиган обижает его сестру или враги напали на его Родину. И ребенок должен сказать, на чьей он будет стороне. Нормальный будет волноваться за родных, скажет, что защитит сестру и пойдет воевать за Родину. А шизофреник будет в этом тесте заступаться за противоположную сторону: за хулигана, за врагов.

— Получается, у нас произошла некая «шизофренизация всей страны»?
— Что-то вроде того. И это один из элементов информационно-психологической войны, объявленной России. Она представляет собой систему идеологического воздействия на сознание людей. Осуществляется с помощью слухов, дезинформации, выдумок и угроз, демонстрации военной силы и мощи, лжи и беспардонной клеветы на окружающую действительность. Словом, здесь используется все то, что может ослабить духовную или материальную мощь как отдельных лиц, так и всего гражданского населения, а также личного состава вооруженных сил. Ведь стратегия и тактика войны сейчас сильно изменилась. Непосредственные боевые действия давно отошли на задний план и используются лишь в качестве последнего аргумента. Противники сражаются за умы людей, создавая «правильное» общественное мнение и контролируя информационные потоки. При этом даже убивать никого не надо, враг, которому как следует «промыли» мозги, сам откажется сражаться.

— А ведь определенная часть россиян давно готова без боя сдаться тем же американцам. Некоторые, то ли по скудоумию, то ли по подлости характера высказываются в том духе, что белый флаг нужно было выбросить еще в 1941-м… Молодежь мечтает уехать на ПМЖ за границу. Выходит, мы терпим поражение по всем фронтам?
— Ну я настроен не так пессимистично. Все-таки у нас осталось много здравомыслящих людей, четко понимающих, что происходит со страной, и готовых сопротивляться. Еще живы ветераны Великой Отечественной, полны сил участники локальных войн и военных конфликтов — все они патриоты. Да и большинство тех, кто никогда не воевал и не имеет отношения к армии, любят свою Родину, несмотря ни на какие политические и социальные катаклизмы. Своих детей и внуков они воспитывают в том же духе. Иначе не было бы у нас стольких примеров мужества и героизма во время чеченских войн, во время грузино-осетинского конфликта.
Думаю, ситуация все-таки изменится. Пусть не скоро, путем не революции, а эволюции. Я часто бываю на встречах с детьми и подростками в учебных заведениях и вижу, что в целом сегодня подрастающее поколение настроено патриотично. Ребята верят в будущее России, считая ее великой страной, и не мысля без нее жизни. Какой разительный контраст с настроениями, царившими в обществе всего десять лет назад! А строить новую Россию предстоит как раз этим мальчишкам и девчонкам.

— Валерий Петрович, спасибо за интервью. Разрешите поздравить вас с наступающим Днем защитника Отечества, пожелать вам здоровья, благополучия, бодрости и оптимизма, новых успехов в служении России.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное