В Наровчате из-за проносящихся фур «пляшут» стены домов
Местные жители жалуются на сбитое дорожное ограждение, отсуствие тротуаров и покрытые трещинами стены
Еще пять лет назад улица Интернациональная в поселке Наровчат мало чем отличалась от остальных. Движение транспорта тут, правда, всегда было довольно интенсивным, потому что дорога является частью трассы, ведущей из Ломова через Наровчат в Мордовию. Но домá не ходили ходуном, и люди с положением дел мирились. В последние же годы поток транспорта увеличился в разы.
Почему это произошло? Может, автоперевозки стали более выгодными, чем железнодорожные. А может, дело в реконструкции дороги, которую произвели в 2007 году, в результате чего она стала ровнее и шире на два метра.
Как бы там ни было, теперь по трассе днем и ночью носятся уже не легковушки, а преимущественно грузовики и фуры-многотонники с мордовскими, московскими, саратовскими, нижегородскими, татарстанскими номерами.
— Раньше, когда проезжали машины, — рассказывает Галина Трошина. — У меня только чашки в серванте легонько позвякивали. А сейчас шкаф бьется о стену, а полы ходят ходуном от вибрации.
В фундаментах и на стенах многих домов добротной кирпичной кладки появились трещины шириной в палец.
Жители улицы опасаются, что когда-нибудь их дома просто сложатся как карточные домики.
О чем написали в общественную приемную «Пензенской правды». Мы решили: нужно чтобы ситуацию оценил специалист.
Благодаря содействию заместителя председателя правительства Дмитрия Семенова, которому наши читатели рассказали о своей беде во время прямой линии в редакции, с нами выехали на место представители Управления строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.
Лучше для машин, а не для людей
Помимо разрушения домов остро стоит проблема безопасности движения. Во время реконструкции на одной стороне дороги сделали тротуар. А вот на второй пешеходной зоны просто нет! Трасса подходит к самому краю насыпи. Дальше — кювет.
— Осенью машины с ног до головы окатывают нас грязью и водой, — рассказывает местный житель Николай Каменев. — Зимой из-за снега на обочинах дорога сужается и, чтобы разминуться с фурами, пешеходам приходится прыгать в сугробы.
Почему же тротуар не предусмотрели в проектной документации? Сотрудники управления, которые приехали отвечать на вопросы жителей, лишь пожимали плечами.
А сделать пешеходную зону самостоятельно, дополнительно расширив дорогу, сельская администрация не в состоянии.
— Вдоль магистрали расположены линии водопровода и электропередачи, — пояснил глава администрации Наровчатского сельсовета Вениамин Мукашев. — Перенести их дальше мы не сможем.
«Лежачий полицейский» не положен?
— Но тогда можно хотя бы снизить скорость на этом участке! — возмущаются люди.
Поселковая школа расположена в стороне от Интернациональной, и большинство учеников с этой улицы добираются туда на велосипедах. Родители живут в вечном страхе, ведь дети на великах проезжают в опасной близости от проносящихся мимо фур.
— Мы несколько раз обращались в ГИБДД с просьбой ограничить скорость движения до 30 километров в час (как на внутридворовых территориях), сделать «лежачего полицейского» и пешеходный переход, но безуспешно, — рассказывает многодетная мама Ольга Радченко.
На участке, где нет тротуара, скорость, правда, снизили до 40 км в час, но фактически машины не сбавляют ее ниже 60 (ведь по закону за превышение на 20 км штраф не полагается). И хотя считается, что на такой скорости водитель в состоянии быстро среагировать и затормозить, практика свидетельствует, что не всегда: прошлым летом грузовик, ехавший по Интернациональной, насмерть сбил семилетнего мальчика.
Сотрудники местного отделения ГИБДД в курсе проблемы. На улице каждый день дежурит патруль, и пока он на посту, машины соблюдают скоростной режим. Однако, учитывая, что на весь район всего четыре инспектора, постоянный контроль обеспечить невозможно.
— А так как по Интернациональной проходит маршрут рейсового автобуса, — пояснил начальник ОГИБДД по Наровчатскому району Сергей Долгов, — то искусственной неровности («лежачего полицейского») тут по правилам быть не должно. Но в целом установка знаков и ограничение скоростного режима находятся в компетенции владельца дороги (а это Управление строительства и дорожного хозяйства области — Авт.).
Не по правилам
За границей дороги межрегионального и федерального значения проходят за пределами населенных пунктов. В России же трасса посреди села или города — дело обычное. От шума и вибрации, создаваемых большегрузами, страдают жители поселков Лунино, Бессоновка, Чемодановка, Спасск.
Выходом из этой ситуации могла бы стать объездная дорога, и, кстати, в Наровчате 25 лет назад ее начинали строить (до сих пор сохранилась часть насыпи), но дело до конца не довели. А сейчас это слишком дорогой проект — федеральный центр на такие траты не пойдет, а областной и районный бюджеты их попросту не осилят.
Так что же делать обитателям злополучной улицы? Получается, куда ни кинь — везде клин. Жители ждут ответа от специалистов ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области», но у них свое видение ситуации.
— Дороги регионального значения рассчитаны на интенсивное движение, на тяжелые машины, — объяснила ведущий инженер производственно-технического отдела управления Нина Кучерова. — Чтобы расположенные вдоль трасс постройки не разрушались от вибрации, жилые дома должны раполагаться не менее чем в 20–30 метрах от проезжей части. А в данном случае — хорошо если пять будет. Причина в том, что улица Интернациональная формировалась не один год, прежде чем дорога стала региональной, а движение на ней таким интенсивным. Если следовать правилам, то домов на тех местах, где они стоят, вообще быть не должно. Но не сносить же их?
И что же остается? Ждать, пока у кого-то стены рухнут или авария унесет очередную жизнь?
Совсем запретить проезд большегрузов нельзя: по закону дорога, проходящая через Наровчат, находится в общем пользовании, а значит, ездить тут волен каждый. Но ведь можно, например, немного урезать магистраль в пользу тротуара, сделать пешеходный переход, поставить человеческую жизнь выше комфорта водителей и ввести максимальное ограничение скорости?
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

В Пензе проходят учения по ликвидации последствий техногенных аварий
Пензенцев просят сохранять спокойствие
В Сердобске мотоциклист врезался в ограждение моста
Еще одно ДТП с байкером произошло в Вадинском районе
В Пензе на фестивале «Толстопятый» гран-при взяла Малефисента
Фестиваль сказок и ремесел завершился массовым костюмированным шествием артистов
В пензенских школах начался новый сезон курса «Россия – мои горизонты»
4 сентября состоялось первое установочное занятиеСемья Бутусовых переехала из Пензы под Сосновоборск ради фруктов и ягод
Вопреки пословице «Где родился, там и пригодился», они нашли свое дело вдали от дома
Время создавать будущее: Сбер открывает регистрацию на AI Journey Contest с призовым фондом 6,5 млн рублей
К участию приглашаются AI-профи со всего мира, а награждение состоится на AI Journey 2025Сбер и ВЭБ приступают к работе по созданию единого стандарта и новой модели финансирования ГЧП
Бесконечная кредитная линия: инновационное решение Сбера может стать новым стандартом рынка
Сбер и «Дамате» запустили первое в России товарное РЕПО на фуражную пшеницу
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября

В Пензе прошла презентация спортивных школ
Масштабное событие посетили более 3 тысяч жителей и гостей города