Секреты пензенских монастырских рукодельниц
Красивая вещь, только вот сразу догадаться, что это подрясник, я не смогла. Сработал стереотип: повседневное одеяние православного духовенства должно быть черным, раз его священник или диакон носит.
— Вовсе нет, черный цвет обязателен только для монахов, — поясняет Светлана Михайловна. — Белое же духовенство может носить подрясники и темно-синие, и коричневые, и серые, и белые.
Не одежда, а облачение!
В швейной мастерской пензенского Троицкого женского монастыря можно увидеть много удивительных, непривычных стороннему человеку вещей. Это первое в епархии ателье, где изготавливают одеяния для священнослужителей и монахов. Оно открылось четыре года назад и стало очень востребованным, ведь до этого облачения приходилось заказывать в других регионах. Были, конечно, индивидуальные, весьма искусные портные, но их не хватало.… Коллега Светланы Сергеевой Наталья Китаева склонилась над швейной машинкой и притачивает к ленте из голубой парчи расшитый золотом крест. Она ремонтирует епитрахиль — часть богослужебного облачения священников и архиереев. Ее принес один из пензенских батюшек: после стирки изделие деформировалось. Швее пришлось его распороть, разгладить, посадить на клеевую основу — фактически сшить с нуля.
А вот на манекене — готовые, с иголочки, епитрахиль и фелонь фиолетового цвета. Такие облачения священники надевают в праздники Креста Господня, Собора Архангела Михаила, по субботам и воскресеньям Великого Поста.
На подоконнике уложены рядком черные четырехклинные шапочки — скуфьи, которые носят каждый день сестры Троицкого монастыря.
— Видите, они еще не закончены. Мы пока только разрабатываем этот фасон на основе лекал из других монастырей, — показывает мне шапочку Наталья Львовна. — Тут сложность в том, что клинышки должны быть изогнуты определенным образом, чтобы скуфья сохраняла форму.
Не просто швеи
Как рассказала игуменья Троицкого монастыря матушка Александра, необходимость в швейной мастерской возникла давно. Первое время после восстановления обители облачения шили сами сестры — те, кто в мирской жизни имел опыт портняжного дела. Но монастырь стал разрастаться, насельниц прибавилось.В 2015 году в одном из зданий монастыря выделили удобное помещение под цех, закупили несколько швейных машин и другое необходимое оборудование. Матушка Александра благословила пригласить швей из мирских. Конечно, это было сложнее, чем подобрать мастериц на обычное производство. Будущие работницы должны были быть не только профессионалами, но и верующими, благочестивыми людьми, к работе приступать с молитвой.
С Божией помощью за четыре года удалось собрать небольшой, но очень дружный и ответственный коллектив.
— Я работаю здесь полтора года, и мне очень нравится, — говорит Наталья Китаева. — Я мечтала устроиться где-то при храме или при монастыре, чтобы рядом были верующие люди, мои единомышленники. И Господь дал мне такую возможность!
На любой вкус
Хотя швейную мастерскую и планировали использовать только для монастырских нужд, вскоре после ее открытия к швеям обратились… гостившие в Пензе русские эмигранты — прихожане собора Св. апостола Андрея Первозванного (Филадельфия, США) — с просьбой сшить для их храма катапетасму (завесу на Царские врата) в виде Андреевского флага.— Как же откажешь православным братьям и сестрам? — с улыбкой вспоминает швея Елена Петрова. — Правда, работа была сложной. Полотнище огромное, чуть ли не в половину нашей мастерской, ткань тяжелая, скользит, а нам надо с обеих сторон симметрично, стежок в стежок пришить Андреевский крест. Целая неделя у нас на это ушла, но заказчики остались довольны.
Потом и батюшки стали обращаться: кому-то починить облачение, а кому-то и новое сшить. Благо в мастерской всегда есть запас ткани подходящих типов и расцветок: парча, шелк, шерсть, лен, полиэстер…
Каждое изделие производится по индивидуальной мерке, подгоняется по росту и фигуре.
Мастерицы готовы выполнить и нестандартный заказ. Так, один священнослужитель попросил ему сшить фелонь по образцу тех, что надевали еще в допетровские времена: «Вот я вам тут рисунок набросал…» Отказать не смогли, но потом перенервничали, боясь не справиться. К счастью, все получилось.
Швеям Троицкого монастыря доверяет и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Увидев несколько их работ, впечатлился и заказал облачение уже для себя.
А однажды посетил мастерскую вместе с высоким гостем — епископом Нарвским и Причудским Лазарем. Эстонскому владыке изделия наших мастериц очень понравились, он увез с собой несколько комплектов облачения для священнослужителей.
Так что добрая молва о пензенских монастырских швеях уже шагнула не только за пределы области, но и страны.
Что такое намитка
Специфику работы с монашеским и священническим облачением постигали на практике, учились у опытных местных мастеров, брали уроки у портных из монастырей других регионов.Например, в прошлом году матушка Александра на три дня отправила Светлану Сергееву в Казанскую Амвросиевскую пустынь, что в селе Шамордино Калужской области, — постигать науку шитья намиток.
Эти головные уборы, похожие на скуфью с длинной вуалью, монахини надевают в храм. Правда, сегодня их повсеместно заменяют на клобуки. Но пензенский Троицкий монастырь — один из немногих, где сохранилась традиция ношения намиток, заложенная с момента его основания в XVI веке и продолженная в постсоветское время первой настоятельницей возрожденной обители игуменьей Митрофанией.
— Намитки по-прежнему носят и сестры Казанской Амвросиевской пустыни, — рассказывает матушка Александра. — У нас давние дружеские связи с этим монастырем, ведь его игумения Никона и наша матушка Митрофания были родными сестрами.
Пустынь славится не только своими святынями (здесь хранятся ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев, чудотворная икона Божией Матери «Спорительница хлебов», вблизи монастыря бьют три святых источника), но и церковными мастерскими — золотошвейной, иконописной, пошивочной, переплетной, гончарной и резьбы по дереву. И здесь шьют лучшие в России намитки.
Матушка Александра рада, что теперь этому искусству научились и пензенские швеи.
— Все же, на мой взгляд, намитки подходят монахиням больше, чем клобуки, которые раньше носили в основном монахи-мужчины.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков поздравил с профессиональным праздником пензенских аграриев
Спикер регионального парламента поблагодарил тружеников села за самоотверженный труд