Секреты пензенских монастырских рукодельниц

Секреты пензенских монастырских рукодельниц

— Ну вот, сейчас отглажу как следует — и можно будет подрубать, — швея Светлана Сергеева тщательно проводит утюгом по длиннополому светло-серому одеянию с серебристым отливом, не пропуская ни одной складочки, уделяя особое внимание воротнику-стойке, манжетам и подбортам. 

Красивая вещь, только вот сразу догадаться, что это подрясник, я не смогла. Сработал стереотип: повседневное одеяние православного духовенства должно быть черным, раз его священник или диакон носит. 

— Вовсе нет, черный цвет обязателен только для монахов, — поясняет Светлана Михайловна. — Белое же духовенство может носить подрясники и темно-синие, и коричневые, и серые, и белые. 

Не одежда, а облачение!

В швейной мастерской пензенского Троицкого женского монастыря можно увидеть много удивительных, непривычных стороннему человеку вещей. Это первое в епархии ателье, где изготавливают одеяния для священнослужителей и монахов. Оно открылось четыре года назад и стало очень востребованным, ведь до этого облачения приходилось заказывать в других регионах. Были, конечно, индивидуальные, весьма искусные портные, но их не хватало. 

… Коллега Светланы Сергеевой Наталья Китаева склонилась над швейной машинкой и притачивает к ленте из голубой парчи расшитый золотом крест. Она ремонтирует епитрахиль — часть богослужебного облачения священников и архиереев. Ее принес один из пензенских батюшек: после стирки изделие деформировалось. Швее пришлось его распороть, разгладить, посадить на клеевую основу — фактически сшить с нуля. 

А вот на манекене — готовые, с иголочки, епитрахиль и фелонь фиолетового цвета. Такие облачения священники надевают в праздники Креста Господня, Собора Архангела Михаила, по субботам и воскресеньям Великого Поста. 

На подоконнике уложены рядком черные четырехклинные шапочки — скуфьи, которые носят каждый день сестры Троицкого монастыря. 

— Видите, они еще не закончены. Мы пока только разрабатываем этот фасон на основе лекал из других монастырей, — показывает мне шапочку Наталья Львовна. — Тут сложность в том, что клинышки должны быть изогнуты определенным образом, чтобы скуфья сохраняла форму.

 

Не просто швеи

Как рассказала игуменья Троицкого монастыря матушка Александра, необходимость в швейной мастерской возникла давно. Первое время после восстановления обители облачения шили сами сестры — те, кто в мирской жизни имел опыт портняжного дела. Но монастырь стал разрастаться, насельниц прибавилось. 

В 2015 году в одном из зданий монастыря выделили удобное помещение под цех, закупили несколько швейных машин и другое необходимое оборудование. Матушка Александра благословила пригласить швей из мирских. Конечно, это было сложнее, чем подобрать мастериц на обычное производство. Будущие работницы должны были быть не только профессионалами, но и верующими, благочестивыми людьми, к работе приступать с молитвой.

С Божией помощью за четыре года удалось собрать небольшой,  но очень дружный и ответственный коллектив. 
— Я работаю здесь полтора года, и мне очень нравится, — говорит Наталья Китаева. — Я мечтала устроиться где-то при храме или при монастыре, чтобы рядом были верующие люди, мои единомышленники. И Господь дал мне такую возможность!

На любой вкус

Хотя швейную мастерскую и планировали использовать только для монастырских нужд, вскоре после ее открытия к швеям обратились… гостившие в Пензе русские эмигранты — прихожане собора Св. апостола Андрея Первозванного (Филадельфия, США) — с просьбой сшить для их храма катапетасму (завесу на Царские врата) в виде Андреевского флага. 

— Как же откажешь православным братьям и сестрам? — с улыбкой вспоминает швея Елена Петрова. — Правда, работа была сложной. Полотнище огромное, чуть ли не в половину нашей мастерской, ткань тяжелая, скользит, а нам надо с обеих сторон симметрично, стежок в стежок пришить Андреевский крест. Целая неделя у нас на это ушла, но заказчики остались довольны. 

Потом и батюшки стали обращаться: кому-то починить облачение, а кому-то и новое сшить. Благо в мастерской всегда есть запас ткани подходящих типов и расцветок: парча, шелк, шерсть, лен, полиэстер… 

Каждое изделие производится по индивидуальной мерке, подгоняется по росту и фигуре. 
Мастерицы готовы выполнить и нестандартный заказ. Так, один священнослужитель попросил ему сшить фелонь по образцу тех, что надевали еще в допетровские времена: «Вот я вам тут рисунок набросал…» Отказать не смогли, но потом перенервничали, боясь не справиться. К счастью, все получилось.  

Швеям Троицкого монастыря доверяет и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Увидев несколько их работ, впечатлился и заказал облачение уже для себя. 

А однажды посетил мастерскую вместе с высоким гостем — епископом Нарвским и Причудским Лазарем. Эстонскому владыке изделия наших мастериц очень понравились, он увез с собой несколько комплектов облачения для священнослужителей. 

Так что добрая молва о пензенских монастырских швеях уже шагнула не только за пределы области, но и страны. 


Что такое намитка

Специфику работы с монашеским и священническим облачением постигали на практике, учились у опытных местных мастеров, брали уроки у портных из монастырей других регионов. 

Например, в прошлом году матушка Александра на три дня отправила Светлану Сергееву в Казанскую Амвросиевскую пустынь, что в селе Шамордино Калужской области, — постигать науку шитья намиток. 

Эти головные уборы, похожие на скуфью с длинной вуалью, монахини надевают в храм. Правда, сегодня их повсеместно заменяют на клобуки. Но пензенский Троицкий монастырь — один из немногих, где сохранилась традиция ношения намиток, заложенная с момента его основания в XVI веке и продолженная в постсоветское время первой настоятельницей возрожденной обители игуменьей Митрофанией. 

— Намитки по-прежнему носят и сестры Казанской Амвросиевской пустыни, — рассказывает матушка Александра. — У нас давние дружеские связи с этим монастырем, ведь его игумения Никона и наша матушка Митрофания были родными сестрами.

Пустынь славится не только своими святынями (здесь хранятся ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев, чудотворная икона Божией Матери «Спорительница хлебов», вблизи монастыря бьют три святых источника), но и церковными мастерскими — золотошвейной, иконописной, пошивочной, переплетной, гончарной и резьбы по дереву. И здесь шьют лучшие в России намитки. 

Матушка Александра рада, что теперь этому искусству научились и пензенские швеи. 
— Все же, на мой взгляд, намитки подходят монахиням больше, чем клобуки, которые раньше носили в основном монахи-мужчины. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER