Путешествие в XVIII век: из Пензы в Аблязово

Путешествие в XVIII век: из Пензы в Аблязово

Туристический маршрут «Кузнецк — Радищево — Нижнее Аблязово» уникален

Следуя по нему, за один день можно получить столько впечатлений, что хватит на несколько месяцев. И, заметьте, для этого совершенно не обязательно ехать за рубеж или в крупные мегаполисы.

Ходит легенда, что писатель Александр Радищев приехал в свое имение из Лейпцига на золотой карете, которая потом была переплавлена и пущена на подрамники для родовых храмов. Вряд ли сейчас кто-то подтвердит эту версию, но факт остается фактом: эти храмы были самыми богатыми в округе.

Христорождественский собор до сих пор поражает своим великолепием: почти все иконы, собранные здесь, были написаны в XVIII веке специально для храма. А особого внимания заслуживает барочный пятиярусный резной золоченый иконостас, аналога которому нет ни в одном храме Пензенской области и соседних регионов.

Удивительное рядом

Туристический маршрут начинается в старинном селе Верхнее Аблязово (сейчас — Радищево). Здесь находится единственный в стране музей-усадьба известного писателя-философа Александра Радищева.

В усадебный комплекс входят здание барского дома, построенное в стиле петровского барокко, фамильная Спасо-Преображенская церковь с резным золоченым иконостасом и редкими фресками, здание бывшей земской школы.

Музей был открыт в 1945 году, его экспозиция рассказывает о жизни и творчестве писателя, а также фамильной вотчине Радищевых, где прошли первые семь лет жизни писателя и куда он не раз возвращался.

Если вы приедете сюда с группой и визит будет заранее согласован, на крыльце барского дома вас встретит «уездный барин» в белом парике и зеленом камзоле.

— Титулярный советник Михаил Николаевич Радищев, брат писателя, — представится он.

И пригласит в XVIII век, на театрализованную миниатюру «Свет мой зеркальце, скажи».

От этого «барина» и двух его «сестер» вы узнаете, как одевались в то время, как проводили досуг, что читали и чем интересовались. А еще сможете примерить шляпки или треуголку и сделать фото на память. Наряды, правда, не подлинные: они были сшиты несколько лет назад, но полностью отражают дух времени.  

Эти постановки нравятся не только детям, но и взрослым. В самом деле, гораздо интереснее слушать историю из уст персонажей XVIII века.

В наши дни усадьба площадью в шесть гектаров частично восстановлена.

Дети больше любят вторую часть экскурсии, когда на улице устраиваются игры. Девушки в крестьянских одеждах водят с гостями хороводы, поют народные песни, бегают наперегонки.   
Если вы приедете в радищевские места летом, то можете попасть на веселое ярмарочное гулянье: после почти векового забвения здесь возродилась знаменитая Тихвинская ярмарка. Народные умельцы предлагают свои товары на лотках в длинных торговых рядах – как в старину.

А еще здесь проводятся различные конкурсы, в том числе дефиле в русском сарафане, скоростное вязание на спицах, состязание косарей.

Селфи у комбайна, и не только

После старинной усадьбы есть два варианта маршрута. Экономичный предполагает обед в столовой местного кооператива и посещение парка сельхозтехники в Анненкове. Обычно его выбирают группы  школьников. Говорят, для детей и подростков этот пункт программы самый запоминающийся – на вопрос, что им понравилось больше всего, они отвечают: «Селфи на фоне комбайна!».

Второй вариант — посещение базы отдыха «У Ильича», расположенной в одном из самых живописных мест района — в 25 километрах от Кузнецка. Только представьте: огромный пруд, окруженный лесом, домики на воде, чистейший воздух и тишина...

Хозяин базы, местный предприниматель Владимир Ильич Савенков (от его отчества и произошло название этого места) рассказывает, что его бизнесу больше 15 лет. Он взял в аренду несколько прудов, запустил в них рыбу, люди начали приезжать сюда рыбачить.

Причем уже тогда многих привлекал не сам улов, а процесс: после удачной рыбалки они  фотографировались с добычей и отпускали ее обратно в воду.

На территории базы есть стенд с этими фотографиями: улыбающиеся рыбаки с многокилограммовыми карпами и карасями. Кстати, галерея пополняется до сих пор.

Но если начиналось все с обычной рыбалки на мостике, то сейчас это место привлекает не только девственной красотой природы, но и комфортом. Построено 16 домиков для гостей: 6 — на суше, остальные — на воде, к ним ведут специальные мостки. Туристы приезжают не только из Пензы и области, но также из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга.

Чтобы гости не скучали, им предлагают несколько видов турпоходов: на «уазике» к истокам Кадады, к оврагу, где отец Радищева прятался от войска Пугачева.

А еще — экскурсию в Христорождественский храм, который находится на холме, буквально в километре от базы.

Творение Лаура Морреля

Христорождественский храм сохранился почти в первозданном виде с 1725 года. Кованая ограда, деревянные перекрытия на колокольне, узорные решетки на окнах, пол из чугунных плит, напольные подсвечники и многое другое относятся именно к тем временам, когда и был воздвигнут храм.

Данных о том, когда было начато строительство и предшествовала ли ему деревянная церковь, не сохранилось, ясно одно — прадед Радищева Григорий Аблязов строил не просто сельский храм, а выдающийся памятник искусства.

Прихожане из уст в уста передают такую легенду: так как Аблязов был человеком очень богатым, на его состояние не раз покушались. Когда в его поместье произошло очередное волнение крестьян, он укрылся неподалеку в овраге и дал обет, что, если избежит расправы, построит на этой земле храм. Обет выполнил, причем возвел пять церквей, одна из которых и сейчас стоит в Нижнем Аблязове.

Первое и главное, на что обращают внимание экскурсанты, – уникальный пятиярусный резной иконостас, выполненный в лучших традициях итальянского барокко. Интересно, что во втором ряду иконостаса находятся не иконы, а живописные полотна, иллюстрирующие основные библейские события.

Уникальный памятник сохранился в первозданном виде. И каждый, кто приходит в храм, может увидеть эту красоту.

Молитва здесь особенная, как в любом храме, которому несколько веков.  Светское это слово не совсем точное, но так люди говорят.

Еще говорят, что хочется сюда возвращаться снова и снова. Здесь есть постоянные прихожане: не только из Кузнецка и Пензы, но из Самары, Ростова, Санкт-Петербурга.

Какова жизнь без Бога?

В советские годы церковь спасли от разрушения люди. Рассказывают, будто, когда большевики пришли взрывать храм, туда набилась толпа: «Подрывайте с нами».

В первозданном виде церковь простояла почти три столетия, вплоть до 90-х годов XX века. Сложно сказать, что останавливало людей от искушения присвоить реликвии святого места. А вот во времена перестройки с народной памятью, видимо, что-то случилось: собор обворовывали четыре раза. Вынесли всю церковную утварь: золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы...

— По иконам не раз стреляли, — говорит настоятель храма Сергей Боровиков. — Под ликами святителя Димитрия Ростовского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского доски, на которых до сих пор видны следы от пуль мелкокалиберной винтовки. Стреляли, чтобы побаловаться, чтобы показать: мы сами себе хозяева и обойдемся без Бога. В советские годы у нас и была жизнь без Бога. А какой итог? Война, деградация общества, угроза ядерной катастрофы…  

— Господь послал человеку великий дар — свободу, но мы этим даром пользоваться не умеем, – продолжает отец Сергий. — Делаем все, чтобы от Бога уйти. И только когда сильно прижмет, возвращаемся. В наше время церковь стала последним местом, куда мы идем. Сначала больницы, экстрасенсы, бабушки, и только потом — церковь. До революции человек без Бога ничего сделать не мог.

Пока жива вера в сердцах

Сергею Боровикову всего 24, хотя ряса и борода делают его значительно старше… Он отец двоих детей, служит в Христорождественском храме второй год. Рассказывает, что родился и вырос в Кузнецке, в обычной семье, собирался стать военным.

— Но в 11-м классе, накануне праздника Архангела Михаила, сломал ключицу, — вспоминает  батюшка. — Так что дорога в военное училище была мне заказана. Господь сказал в Ветхом Завете: «Не вы меня выбираете, а я вас выбираю». Значит, он меня выбрал...    

Храму нужна серьезная реконструкция. Чтобы войти в федеральный проект восстановления памятников, нужно подготовить проектно-сметную документацию стоимостью в несколько миллионов рублей...

— Если бы этот храм стоял в Пензе, его бы «подняли», — уверен отец Сергий. — Но Аблязово хиреет: здесь нет ни больницы, ни школы, людям негде работать. И многие перебираются в города. Но местные жители постоянно приходят, оказывают посильную помощь. Они знают,  что село будет стоять до тех пор, пока жива вера в сердцах людей.

Иконостас

Как объяснить появление в сельской церкви такой богатой резьбы и уникальной живописи?  Самая интересная версия такова. В Петербурге служил итальянец, искусный резчик по дереву Лаур Моррель. Императрица Екатерина попросила его написать икону Божьей Матери со своим лицом.

— Он в то время был католиком, в Бога верил горячо и глубоко и потому выполнить каприз императрицы отказался, — рассказывает иерей Сергей Боровиков. — За это попал в немилость и был выслан из столицы.

Куда — легенда не уточняет, но путь его лежал через Нижнее Аблязово. И когда Григорий Афанасьевич узнал, что за мастер идет по этапу, то захотел его заполучить во что бы то ни стало. Подкупил стражников, те под видом покойника вывезли Лаура Морреля. Итальянец остался здесь и начал трудиться: в благодарность за спасение жизни он и создал проект иконостаса.

Легенды нижнего аблязова

Женился на «крестьянке»

Единственную дочь и прямую наследницу Анастасию Григорий Аблязов выдал замуж в 1727 году. Ее супругом стал капрал кавалергардов Афанасий Радищев. С этим событием связана интересная история.

Бедный калужский дворянин Радищев был другом Аблязова, прошел с ним Северную войну. Однажды он ехал через имение Аблязова и на несколько дней остановился погостить. Во дворе увидел девушку, от красоты которой у него перехватило дыхание. Он решил, что видит  дочку хозяина усадьбы, но это была крепостная.

Григорий Афанасьевич заметил интерес товарища и решил не упускать судьбу из рук. Анастасия была некрасива, и отец сомневался, что кто-то на нее позарится. И вот что он придумал. Предложил Радищеву жениться на своей дочери, были устроены смотрины, на которых в качестве невесты выставили крепостную красавицу. Говорят, молодых даже заставляли целоваться…
Словом, 40-летний жених потерял голову и в самом деле женился — на дочке друга. Только вот о чувствах молодожена, когда он узнал про подмену, история умалчивает. Зато говорят, что ту самую девку Анастасия по понятным причинам невзлюбила, была с ней жестока и давала ей самую черную работу.

Аблязовские масы

В конце XVII века в селе Нижнее Аблязово осела артель мастеров, которые называли себя масами. Все они отличались особой статью, обладали духовными знаниями, говорили между собой на условном языке, непонятном простому народу, торговали книгами и иконами.

— Со старых времен закрепилось название наших односельчан «аблязовские масы», но со временем это выражение стало забываться, — говорит старожил села Василий Иванович Чучлов. — Но и сейчас среди нашего поколения можно услышать выражение «здорово, масок», то есть «земляк».

Особенно выручал этот язык в годы войны, когда цензура тщательно проверяла все солдатские письма. Текст письма мог звучать примерно так: «Еле увандаем ходыги. Ярга скедная». В переводе это звучит так: «Еле уносим ноги. Жизнь плохая».

В настоящее время язык утрачен. Молодежь его не знает, лишь старшее поколение помнит отдельные слова.

Автор: Ирина БАЛАШОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное