Приют неустанной надежды

Приют неустанной надежды

В Тамалинском стационарном отделении 14 детей и подростков ждут возвращения в родные семьи.

Сироты при живых родителях
3-летнюю Леночку нашли в овраге возле одной из деревень Тамалинского района. Она бродила в одиночестве в поисках еды. Местные жители позвонили в районный комплексный центр социальной помощи семье и детям и рассказали о потерявшемся ребенке. Специалисты определили девочку в стационарное отделение при центре, в простонародье называемое приютом. Сейчас Леночка чувствует себя хорошо, она уже поправилась на несколько килограммов, а на днях произнесла первое в своей жизни слово — «кукла»…

На самом деле девочка не потерялась. Про нее забыли. Как уверяют сотрудники центра, мама Лены имеет склонность к бродяжничеству. Она в очередной раз вышла из дома, познакомилась с кем-то на улице и уехала в неизвестном направлении. А девочка тем временем решила погулять…

3-летний Артемка слывет в приюте самым внимательным. Говорит очень мало, но всегда емко и по делу. Почти не улыбается. Во время фотографирования он заглянул в объектив, сделал укоризненное лицо, как бы обвиняя меня в том, что обещанная птичка так и не вылетела. У мальчика тоже большие проблемы с родителями…

4-летний Владик живой и подвижный. Одновременно он пытается рассказать сразу о трех игрушках, подаренных ему Дедом Морозом на Новый год. Получается сумбурно, но очень наглядно: игрушечные машинки так и мелькают у меня перед глазами. На вопрос, скучает ли он по маме, Владик отрицательно машет головой…

Таких детей в тамалинском приюте — 14. Они не сироты, они «оставлены в социально опасном положении». Так официально звучит формулировка причины, по которой маленькие люди оказались в приюте.

У всех ребят имеются живые родители. Только в данный момент родные чада оказались им помехой: они болтаются под ногами, мешают пить и веселиться, раздражают и отвлекают от «важных» дел. Поэтому дети здесь. Одних забрали из семей по решению комиссии по делам несовершеннолетних, других родители привели сами — на время.

Единственное отклонение — мамы и папы
— Конечно, мы всеми силами стараемся поработать и с детьми, и с родителями так, чтобы семьи воссоединялись, — говорит директор центра Наталья Липкина. — Но и здесь, в стационаре, создаем условия, максимально приближенные к домашним. Делаем все, чтобы наши воспитанники ничем не отличались от обычных детей — тех, что живут в полноценных семьях. У них есть новая, добротная одежда, современные игрушки. У взрослых ребят — сотовые телефоны. Организуются прогулки, экскурсии, разнообразный досуг. Но каждый из воспитанников все равно мечтает оказаться дома… Родных стен ничто не заменит.

Возвращаясь к родным, ребенок имеет право забрать с собой любимую одежду и игрушки.
Татьяна Анатольевна Краснова работает в приюте с самого открытия и вот уже пять лет возглавляет стационар. Окружают ее такие же энтузиасты, как она.
— Главное в нашей профессии — любить детей, — подчеркивает Татьяна Краснова. — А они, поверьте, всегда ответят взаимностью. Наши выпускники, если можно их так назвать, не отправляются в свободное плавание. Мы не теряем семью из поля зрения и контролируем ее еще на протяжении длительного времени.

Случается, что дети попадают в приют во второй, а то и в третий раз, когда родители уходят из дома или в запой. И начинается все сначала — очередные полгода реабилитации для детей и перевоспитания для родителей...

Все приютские дети совершенно здоровы, единственное отклонение — их мамы и папы.

…И все-таки у всех, кто здесь работает, есть одна большая мечта: чтобы их учреждение… закрыли. Не по субъективным причинам. А за ненадобностью.
— Когда-нибудь в России не останется безнадзорных детей, — уверены они. — А о приютах, детских домах и интернатах нам будут напоминать лишь учебники истории…

СПАСИБО
Хорошо, что в районе, да и во всей Пензенской области, много неравнодушных людей, благодаря которым жизнь в тамалинском приюте бурлит и кипит. Учреждение, а значит, и детей, которые в нем находятся, не забывают спонсоры, благотворители, депутаты. Ежегодно в районном центре устраивается благотворительный фестиваль «Зажги свечу добра», вырученные средства от которого передают в стационар.

За последние два года здесь многое удалось сделать: помещения, которые ранее иначе как казармами нельзя было назвать, превратились в уютные домашние комнаты. Сотрудники ООО «Дорсервис» провели ремонт инженерных коммуникаций: сделали новую канализацию. ООО «Агсен» помогло с ремонтом крыши — теперь нет нужды расставлять в комнатах тазики во время дождя.
ИП Рогов установил пластиковые окна. ИП Поливанов выделил деньги на приобретение домашнего кинотеатра. Председатель колхоза «Заря» Александр Ромашкин предоставил новогодние подарки.

Частым гостем стационара стал первый заместитель председателя Заксобра Пензенской области Валерий Лидин. Он не пропускает ни одного праздника и всегда приезжает с подарками.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Стационарное отделение для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, было открыто в Тамале 1995 году. Изначально оно предназначено для безнадзорных и беспризорных детей. В нем находятся ребятишки от 3 до 15 лет. Старшие ходят в обычную школу, с младшими занимаются непосредственно в центре социальные педагоги и психологи.

Каждый ребенок находится в приюте до полугода. Главная задача работников стационара — вернуть маленького человечка в семью. Желательно — в родную. Для этого в течение всего времени пребывания ребенка в приюте ведется работа с его родителями. Одних лечат от алкогольной или наркотической зависимости, других трудоустраивают, с третьими занимаются психокоррекцией…

Бывает, что с родной семьей так ничего и не выходит. Например, родители не желают исправляться. Тогда комиссия ставит вопрос о лишении пап и мам родительских прав, а ребенку подыскивается опекун. И уж совсем крайний вариант — детский дом.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное