Пожилая пензячка живет без денег, работает бесплатно и не унывает

Пожилая пензячка живет без денег, работает бесплатно и не унывает

83-летняя Анастасия Васильевна Вертяшкина — дворник по зову души

Каждый день в любую погоду она выходит на улицу и подметает дорожки. Денег ей не платят. А ей и не надо. Она живет, вообще не имея денег на руках.

Где же процветает этот коммунизм? В Доме ветеранов (ДВ) на улице Собинова.

О мужчинах

К Анастасии Васильевне меня привела моя знакомая здешняя обитательница. У знакомой, что характерно, четверо взрослых детей, внуки и правнуки. И таких, которые с детьми, в ДВ большинство. Как раз одиночек, вроде Анастасии Васильевны, мало.   

Интересуюсь прошлой жизнью, до Дома ветеранов. Трижды, отвечает, была замужем.

… Первый муж работал сварщиком на лесозаготовках. Жили они тогда в Вологодской области. Однажды у трелевочного трактора протерся погрузочный щит, и мужу велели дыру заварить. Он приступил к работе, а тракторист в нарушении техники безопасности полез в кабину, задел рычаг, и многотонный щит опустился. Удар пришелся мужу на живот и ноги. Три дня бедняга промучился в больнице и умер.

Второй муж, с которым Анастасия Васильевна прожила 30 лет (дело уже было в Пензенской области), как-то раз поехал на мопеде за пивом  в соседнюю деревню. И пропал. Через трое суток раздался звонок в дверь. На пороге стоял мужчина. Он спросил, в какой  одежде ушел супруг, какого цвета мопед, а потом опустил голову:

— Вашего мужа насмерть сбила машина. И за рулем был я.    

Сажать человека в тюрьму, то есть подавать в суд Вертяшкина не стала. Мужа, решила, не вернуть. А пострадает еще один человек, к тому же отец четверых детей.  
— Я только спросила, мучился ли муж. Водитель машины ответил, что нет, умер мгновенно.  

Водитель взял на себя расходы по погребению. Накормил-напоил все село, пришедшее на похороны.

Ну а последний супруг чересчур злоупотреблял. Устав терпеть это безобразие, начальник предприятия и Анастасия Васильевна, не сговариваясь, в один день дали ему отставку. Через несколько часов пьяницу переехала электричка. Возможно, это был несчастный случай, но, скорее всего, суицид.

И стала Вертяшкина жить одна. Детей у нее не было.

О работе

Есть такой интернет-портал «Возраст счастья», на котором люди старшего поколения делятся  философскими взглядами на жизнь. Много рассказывается о секретах активного долголетия, способах решения психологических проблем. Правда, секреты раскрывают все больше знаменитости, а если и пенсионеры, то шведы или американцы. Временами напоминает рекламу духов или дорогущего крема: продается не товар, а мечта. Меньше всего я ожидала, что похожего человека встречу в Доме ветеранов.

Анастасия Вертяшкина тоже много работала, как и, например, долгожители греческого острова Икария. Правда, не в саду, но на свежем воздухе — на железной дороге.   

В свое время, рассказывает, в локомотивном депо Пенза-III ее коллегой была ныне самая пожилая из обитательниц ДВ. Бабушка, которой сегодня 103 года, таскала горячий шлак и у нее всегда были красные глаза. А Вертяшкина заправляла песком электровозы.

— Залезаешь по лестнице на крышу электровоза… — описывает технологию Анастасия Васильевна.

Для меня это темный лес, но завораживает деловитость рассказа и короткие окончания глаголов. Например, просторечное «залезаешь» у Анастасии Васильевны звучит как «залезашь».

— Там бункера с песком. Открывашь крышку металлической клюкой, опускашь рукав, заправляшь электровоз. Когда потом состав идет на подъеме, он буксует. А песок ссыпаисся — идти легче.
И в свои 83 Вертяшкина не сидит на месте. Другие опекаемые отлынивают от общественной нагрузки, выпивают (официально об этом не принято говорить, но это правда), а она знай машет метлой по два часа в день, получая нагрузки как в тренажерном зале. И когда в отпуск уходит заведующий библиотекой, Анастасия Васильевна его подменяет.

Пользуясь случаем, интересуюсь о литературных предпочтениях здешних обитателей, листая журнал учета выданных книг. «Кровавый рассвет». «Двое, не считая призраков», «Ведьма для инквизитора», «Пикантные подробности». Сэкс, экшн, детектив. Неожиданно.  

О чувстве юмора

Свой дом Анастасия Васильевна подарила племяннице. И ей же отдает пенсию, вернее, то, что остается после оплаты расходов за пребывание в Доме ветеранов.

— А зачем мне деньги? — пожимает плечами собеседница. — Ну, правда? Тут я на всем готовом, обута-одета. А молодежи они нужнее. У племянницы семья, цены выросли. Единственное, чего мне иногда хочется конфет, но их племянница приносит.  

Мое представление об одном из самых грустных моментов из жизни ДВ перевернулось. Всех людей со стороны шокирует, что как только старики получают пенсию, к ним тут же прибегают великовозрастные дети и внуки. А выходит, что, по крайней мере, со стороны Вертяшкиной это осознанный отказ. Я читала о чем-то подобном на портале, но, думала, врут.

Ну, и, конечно, у Анастасии Васильевны потрясающее чувство юмора. Вернее, у нее дар оборачивать все в шутку, хотя говорит она, в общем-то, грустные вещи. Например, я спросила, сколько у нее подруг.

— Да весь дом! Мы все тут родня. По несчастью, — афористично сформулировала пожилая женщина. — Я подружкам говорю, мое-то место здесь, а вы тут почему, зачем детей рожали?

В какой-то момент мы сами себя так рассмешили, что, кажется, как в детстве, могли бы посмеяться и над обычным пальцем. Поэтому люди к Анастасии Васильевне тянутся, как озябшие странники к костру.

 

Читайте также:

Статья в «Пензенской правде» помогла встретиться лучшим подругам

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER