Пензенские транспортники просят поднять цены на билеты

Пензенские транспортники просят поднять цены на билеты

Если сегодня в областном центре не поднять стоимость проезда в автобусах и троллейбусах, завтра город может и вовсе лишиться общественного транспорта.

8 июля по автобусному парку №1 при МУП «Пассажирские перевозки Пензы» прогуливалась молодежь – это транспортники устроили экскурсию для студентов автодорожного института ПГУАС. Глядишь на унылые физиономии молодых людей и понимаешь: эти ребята после вуза сюда не придут. Предположение подтвердил один из студентов:
— Меньше чем за 15 – 20 тысяч – и то для начала – я работать не намерен!
Братцы, одумайтесь! Кто же тогда будет устанавливать ГЛОНАСС на наших ржавых автобусах и троллейбусах?
Полный недобор
– Нам не хватает 67 кондукторов и 78 водителей, – рассказывает начальник автобусного парка №1 Николай Карпов. – Работники требуются постоянно. Многих не устраивает зарплата (кондукторы получают в среднем 7600 рублей, водители – 13900). Другие  уходят, потому что надоело работать на машинах, которые без конца ломаются.
– Цены на электроэнергию, ГСМ и запчасти постоянно растут, – говорит начальник Управления транспорта и связи Пензы Сергей Ларюшин. – Мы же не поднимали стоимость проезда с 12 мая 2008 года. А уже тогда подтвержденная себестоимость провоза одного пассажира составляла 11 рублей 11 копеек.
По мнению транспортников, чтобы поспеть за инфляцией, не растерять последних работников и не остаться у разбитого корыта, надо как минимум поднять расценки на 2 рубля – до 10 рублей на одну поездку в троллейбусе и до 11 рублей в автобусе.
Правда, есть еще вариант.
– Если полностью обновить автопарк, то стоимость проезда можно даже снизить, – уверен Сергей Ларюшин. – Ведь новые автобусы не нуждаются в ремонте. По крайней мере, первые три года. А значит, мы значительно сэкономим на запчастях. Да и спустя три года не все же автобусы одновременно сломаются.
Как обновить автопарк? Либо город возьмет это на себя, заложив соответствующую статью расходов в бюджет Пензы. Либо транспортники сами заработают на новые автобусы…опять же повысив стоимость билетов! Парадокс: чтобы снизить цены на проезд, нужно сначала их повысить.
42 экватора по спидометру
Кстати, в пензенском муниципальном автопарке есть настоящие «ветераны». Несколько «икарусов» были выпущены еще в 1978 году. Пробег одного из них на сегодняшний день составляет свыше 1,7 млн. километров. Представляете? Это расстояние равняется 42-м экваторам Земли! И «старичок» вместе с другими такими же почтенными детищами венгерского автопрома продолжает ползать.
– А куда он денется? Будет ползать, пока не рассыплется, – вздыхает Николай Карпов. – Венгры раньше умели делать. Вон 32 года уже, а все в «строю».
– У нас сейчас в АТП 216 автобусов, и около 50 из них – «икарусы», доставшиеся нам от советских времен, – говорит Сергей Ларюшин. – Раньше их списывали после пробега в 550 тысяч километров. А наш «ветеран» скоро в четыре раза норму амортизации перевыполнит.
Маршрутки не отстанут
Если предположить, что цены на проезд в общественном транспорте все же повысятся, то не останутся в стороне и маршрутчики.
– Речь пойдет о 15 – 16 рублях за поездку, не больше, – предполагают работники АТП №1.
Водители маршруток от комментариев воздерживаются.
– Нам все равно, скажут – 15 рублей, будем за 15 возить, – говорит водитель маршрутного такси Николай. – По мне и 12 рублей с человека – нормальная стоимость. Тут все зависит от наполняемости. Одно дело, когда ты «под завязку» едешь, и совсем другое – когда полупустой. Поэтому у всех свои хитрости: когда выехать, где подождать немного, может, постоять. Я, например, когда на «шестерке» катался, рассчитывал, чтобы к электричке на Пензу-III успеть. Расписание пригородных поездов каждый водитель знал.
Муниципалы много раз предлагали частникам забрать у них некоторые маршруты. Но, как говорится, дураков нет! Рентабельных маршрутов у нас – раз-два и обчелся. К ним можно отнести 21, 30, 82с, 99… Вот, пожалуй, и все. Другие же частник ни за какие коврижки не возьмет.
И о традициях...
– Муниципальный транспорт – гарантия стабильности общества, это рабочие места, – уверен Сергей Ларюшин. – Если сейчас мы его лишимся, восстановить утраченные традиции общественных перевозок в Пензе будет практически невозможно!

В тему
Меняем деньги на качественную услугу
Мы готовы платить за автобус 10 рублей. Да хоть 12! Но где гарантии, что утром мы без труда влезем в общественный транспорт и приедем на работу, благоухая собственными духами, а не потом всех тех, кто прижимался к нам в переполненном автобусе?
Думается, что за повышением стоимости проезда должны стоять конкретные обязательства транспортников. Мы вам – деньги, вы нам – качественно оказанную услугу. Так во всем мире принято. Мы-то чем хуже?
И еще отметим, что руководители Управ¬ления транспорта и связи Пензы – бывшие и нынешние – как правило, сами транспортники. А значит, они всегда будут стоять на стороне водителей и их начальников, а не на стороне пассажиров.
А что, если верхушку транспортного управления укрепить хорошими администраторами–хозяйственниками, не связанными «кровными узами» с водительским братством? Теми, кто в первую очередь будет думать об удобствах для пассажиров и о качестве обслуживания? Не зря же во многих западных странах министрами обороны назначают гражданских лиц.
И армии у них от этого только выигрывают.

А как у них?
Транспорт дотируется, чтобы людям было удобно
Пока пензенские пассажиры клянут пробки, из-за которых не могут вовремя добраться до места назначения, за рубежом эту проблему решают, и успешно. Показателен в этом плане опыт Германии, о котором рассказал директор автодорожного института при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства Эдуард Домке:
– В Германии общественный транспорт имеет колоссальное преимущество перед всем остальным. Автобусы движутся по отдельным линиям, на которые не заезжает другой транспорт. И для них проблемы пробок не существует. В некоторых городах уже отказываются от остановочных «карманов» – они просто не нужны. Ну и, конечно, транспорт дотируется. Государство считает, что грамотная организация движения, когда людям удобно добираться до места назначения и не надо беспокоиться – опоздаешь или нет, стоит денег.

Как выросли затраты транспортников с 2008 года
(по данным Управления транспорта и связи г. Пензы)
Электроэнергия    28%
Теплоэнергия    15%
Газ    39%
Вода    33%
Канализация    34%
ГСМ    26%
Запчасти    15%
P.S. По данным Росстата, цена на дизельное топливо за два года в РФ снизилась на 23%.

Владислав БЕЛЯКОВ,
фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке