Пенза станет столицей событий?

Пенза станет столицей событий?

На очередном заседании пензенского интеллектуального клуба «Академия» говорили о брендинге территорий.

Город без лица
Не секрет, что каждый регион характеризуется определенным полем, которое идентифицирует населенный пункт и притягивает туристов. При слове «Лондон», например, у каждого из нас возникают устойчивые ассоциации. Кто-то представляет себе часы «Биг-Бен», кто-то знаменитый Гайд парк, другие проводят аналогии с Артуром Конан Дойлем, Шерлоком Холмсом и Бейкер стрит. То же самое с Москвой, Парижем, Нью-Йорком, Барселоной… Услышав название нашего города, человек (если ни разу здесь не был) видит белое пятно. В лучшем случае — памятник Первопоселенцу, да и то, ассоциируя его с популярным пенным напитком. Что есть Пенза? Где это? Нет ответа.

Так вышло, что с Пензой не связаны крупные исторические события. На город не падали метеориты, обошли стороной катастрофы, у нас не было возведено монументальных памятников и сооружений, да и современников, способных увековечить Пензу в памяти потомков, вышло мало. Разве что Миша Лермонтов, да Паша Воля. Ну не складывается единый образ Пензы ни снаружи, ни изнутри! Анализ также показал, что мы ничем не отличаемся от соседей и по социально-экономическим показателям. Тот же средний уровень жизни, те же разбитые дороги, те же тревоги и заботы… Как же выделить нашу точку на карте, если не сложилось с исторической составляющей? Ответ на этот вопрос и искали участники дискуссии.

Выхухоль во ржи
Тема брендирования территорий стала популярной в России 2-3года назад. Сначала все решили, что для самоопределения достаточно придумать и нарисовать логотип города. Вроде как будет эмблема — будет и бренд! Наши дизайнеры тут же вспомнили ласточку, долгие годы «парившую» на гербе советской Пензы. Прошлись еще по нескольким представителям животного мира. Экологи даже предлагали сделать символом города выхухоль — зверька, занесенного в Красную книгу, и сохранившего популяцию в нескольких областях России, в том числе и в нашей. А поскольку выхухолью одной «сыт» не будешь, предлагалось еще обрамить зверька колосьями злаковых, дабы подчеркнуть аграрный уклон экономики региона. Эскизы были нарисованы, но эксперты, приглашенные со стороны, сошлись во мнении, что «выхухоль во ржи» — слишком приземлено, непоэтично и на символ не тянет. Да и само слово «выхухоль», почти что матерное, у большинства граждан не вызывает позитивных эмоций. Стало быть, для привлечения в регион туристов эмблема точно не сработает. Вопрос с символом как-то постепенно сам собой рассосался…

Затем кем-то сверху было решено сделать Пензу столицей хоть чего-нибудь. В то время как раз Пермь заявила о себе, как о столице современного искусства, а Республика Коми назвалась родиной грибов. Но, как выяснилось, и здесь нам похвастаться особо нечем: плодово-ягодными культурами не богаты, об искусстве вообще лучше промолчать. Впрочем, были предложены и опробованы на населении несколько вариантов. Еженедельно на страницах пензенских газет стали появляться в муках рожденные заголовки: «Пенза — спортивная столица России», «Пенза — мясная столица России» и даже «Пенза — медицинская столица России». Не прокатило. На такие звания с успехом могли претендовать и многие другие регионы нашей страны.

В мозгах чиновниках, изрядно поездивших по необъятным просторам родины, благодаря увиденному созрел очередной «брендовый» план: «прописать» у себя в Пензе какого-нибудь сказочного героя. По такому пути пошел, например Великий Устюг, «поселивший» у себя Деда Мороза. Но то ли всех мало-мальски популярных персонажей уже разобрали, то ли фантазии не хватило. В общем, дело не  пошло. «Селить» в Пензе Колобка и строить для него Великий Сусек как-то глупо, звать Бабу Ягу — страшно, а Карлсона шведы не отдадут…

Событие объединит
Как ни крути, придумать опять ничего не получилось. Выходит, что кроме людей похвастаться нам нечем. Но люди наши — инициативные, творческие. Одних сообществ (или, как их принято сейчас называть, комьюнити) в Пензе, по разным подсчетам, от 150 до 200. Это и экологи, и бизнесмены, и политологи, и блогеры… Кого только нет: сплошные общества, ассоциации и федерации. Все они суетно копошатся и что-то делают. Каждое сообщество любит Пензу, но каждое выбрало свой вектор развития и движется в своем направлении, порой противоположном тому, которому следует другое комьюнити. И велосипедисты, таким образом, у нас никогда не пересекаются с любителями животных (разве что спортсмен кошку на дороге задавит).

По мнению известного идеолога по брендированию территорий, директора РА «КБР» и старшего преподавателя ПГУ Святослава Мурунова, нужна общая идея, которая объединит все пензенские сообщества, создаст над ними некую надстройку и прорастит тем самым горизонтальные связи. Это будет переходный этап, после которого можно будет говорить о едином бренде Пензы.

— Раз все затеи, спущенные сверху, были благополучно провалены и похоронены, надо действовать снизу, — говорит Мурунов. — Начать с того, что объединить разрозненные объединения с помощью событий.

Первые попытки уже были. Это, к примеру, масштабные фестивали «Джаз май» и «Шурум-Бурум», а также Гуманитарный форум «Проект Провинция». Мероприятия позволили найти точки соприкосновения многим комьюнити. Некоторые сообщества подкорректировали векторы развития, направив их в общее русло. Сначала — во время праздника, а затем и вне его.

— Ростки горизонтальных связей проклюнулись, — утверждает Святослав. — Теперь главное не останавливаться. События надо формировать и наращивать, чтобы загоревшийся огонек инициативы не погас. Коммерциализация бренда — это пока вторично, лишь бы процесс не затихал.

По мнению Мурунова, на настоящем этапе нам следует двигаться вперед с лозунгом «Пенза — город инициативных людей!» Открытые, регулярные события, в конце концов, поспособствуют  накоплению в сообществах критической массы, которая сможет влиять на власть.

Если посмотреть на идеи Мурунова глазами оптимиста, через год-другой Пенза вполне может стать фестивальной столицей России. Не важно, какого профиля будут праздники, важно, что в Пензе. Кстати, «Пенза — столица событий» тоже звучит прилично. Гораздо лучше, например, чем «Москва — порт пяти морей» или «Киев — мать городов русских».

На днях нам по секрету рассказали, что вскоре в нашем городе планируется проведение российского книжного фестиваля. Так пусть он станет очередным поводом для коммуникации между пензенскими сообществами, властью и инициативными людьми. А для пущего успеха дела оргкомитет праздника следует сделать открытым, чтобы каждый мог войти в него со своими предложениями. Будь ты писатель, рок-музыкант, спелеолог или филателист…

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное