Какие выводы сделаны из уроков огненного лета?

Какие выводы сделаны из уроков огненного лета?

Хотя противопожарный режим в регионе продлен до 30 сентября, уже можно подвести некоторые итоги. И попытаться ответить на вопрос: насколько успешно нам удалось отразить огненную стихию?
В области были приняты меры по обеспечению противопожарной безопасности. Лесные массивы закрыли для посещений. Территорию патрулировали мобильные группы. В ликвидации пожаров на территории области задействовали более 11 тысяч человек и более 1100 единиц техники. А вот чего не хватало – инициативы на местах. Это касается и руководства муниципальных образований, и простых жителей.

– Деревни не опаханы, сухая трава не выкошена. Села заросли бурьяном в рост человека! Возле домов нет емкостей с водой! – возмущался губернатор Василий Бочкарев на оперативных совещаниях.

Вот так во многих районах «готовились» к лесным пожарам… Уже вовсю передавали пугающие сообщения о сгоревших деревнях, но местные чиновники не предпринимали никаких мер. Видно, надеялись, что беда обойдет стороной. Или рассуждали так: пожарами должны заниматься сотрудники МЧС – пусть они и работают. Интересно, почему опахивание многих сельских населенных пунктов началось только по неоднократной указке сверху? Разве нельзя было «без кнута» позаботиться о безопасности родного села и своего домовладения? Умом Россию не понять…

Губернатор, объехав районы, охваченные огнем, делился впечатлениями:
– Что я увидел: народ отдельно – пожар отдельно. Никто не спешит тушить огонь. Сидят, курят, рассказывают анекдоты, ждут, когда приедет бульдозер и сделает основную работу.

Пожалуй, самый драматичный эпизод борьбы с огнем разыгрался в Никольском районе. Там огонь с трех сторон подступил к селу Вичкилей. Верховой пожар тушили 18 единиц спецтехники из Кузнецка и Городища. Но стихия не унималась.

Исход битвы с огнем решил вертолет МИ-8 с резервуаром для воды. О нем губернатор договорился с руководством МЧС России. Невольно задумаешься о роли личности в истории…

Участие же некоторых «личностей» в событиях жаркого лета сыграло роль со знаком «минус». Большинство пожаров началось по причине человеческой небрежности – по вине любителей лесных пикников, водителей, бросавших на обочину окурки…

Потеря
Угодья Государственного заповедника «Приволжская лесостепь» подожгли не люди, а сама природа. От ударов молний загорелась Кунчеровская степь и участок «Верховья Суры». Ликвидация пожаров шла несколько дней. Боролись с огнем не только пожарные, но и лесничие, работники местных предприятий, жители четырех районов области. В Неверкинском районе держать оборону взрослым помогали подростки. Это, к сожалению, один из немногих примеров, где люди работали слаженно и сделали все, что могли.

В «Приволжской лесостепи» пострадало около 780 гектаров леса. И это не просто лесной массив – уникальная экосистема, один из чудом сохранившихся до наших дней кусочков первозданной природы.

Смеем предположить, что урон экологии, причиненный пожарами, был бы меньше. Но… специального пожарного подразделения в заповеднике нет. Служба охраны состоит всего из 15 человек, которые обслуживают 8,5 тысячи гектаров заповедных земель, расположенных в шести районах области. Этого явно недостаточно, чтобы контролировать ситуацию.

Сейчас уточняется ущерб, нанесенный жемчужине Сурского края. Заместитель директора ФГУ «Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» Станислав Баранов дает оптимистичный прогноз:
– Природа в течение нескольких лет восстановит утраченное. 

Но кто может поручиться, что следующее лето будет менее пожароопасным?

Погорельцам помогут
Как рассказали нам в Управлении ЖКХ по Пензенской области, официально признаны пострадавшими от природных (лесных) пожаров 12 жителей региона. Сгорело 10 домов. А именно: семь – на станции Никоново Городищенского района, один дом – в деревне Камышлейка Неверкинского района и по одному дому – в деревнях Никольское и Малая Ижмора Земетчинского района.

20 августа 2010 года правительство РФ приняло постановление об оказании финансовой помощи регионам. В Пензен¬скую область будет направлено 31,1 миллиона рублей.

Погорельцы Земетчинского района рассчитывают получить за сгоревшие дома денежную компенсацию. Житель села Камышлейка написал заявление о строительстве нового дома в районном центре, поближе к родственникам. А погорельцы из Никонова хотели бы, чтобы их жилье восстановили на прежнем месте. И необходимо успеть сделать это  до холодов. Так что строительство, как уверяют в областном управлении ЖКХ, вот-вот начнется. Правда, видеокамеры, как во вновь отстраиваемых селах Нижегородской и Рязанской областей, у нас устанавливать не будут.

Жители Пензенской области близко к сердцу приняли людскую беду. Региональным правительством и фондом социальной поддержки населения «Святое дело» объявлена акция по сбору средств пострадавшим от пожаров. На 1 сентября собрано 1 млн. 200 тыс. рублей.

Не осталась в стороне и партия «Единая Россия». Как сообщил руководитель исполкома Пензенского регионального отделения Василий Трохин, на 31 августа 2010 года в их специальный фонд помощи поступило 880 тысяч рублей. Счет будет закрыт на следующей неделе, так что он наверняка пополнится еще.

Собранные деньги предназначаются для пострадавших и от природных пожаров, и от бытовых. Взять, к примеру, Золотаревку: там загорелась ба¬ня, а затем огонь перекинулся на дома. В результате 16 семей остались без крыши над головой. Дома им также обещали отстроить заново.

Собирают средства и прихожане Пензенской епархии. Верующие перечислили в фонд помощи погорельцам Пензенской области 100 тысяч рублей.

Что дальше?
За любым ЧП обычно следует череда проверок и громких разоблачений. Кампания по недопущению лесных и прочих пожаров стартовала и сейчас. Пожарные части модернизируются и оснащаются современной техникой. С подачи Президента России вспомнили, кто в каком лесу хозяин.

Но почему засуетились уже после грянувшего грома? Должно было заполыхать Никоново, чтобы в расположенный неподалеку детский лагерь «Строитель» приехал трактор с бороной и сделал опашку.

А что будет спустя некоторое время? Психологи утверждают, что человеческая память обновляется каждые три дня. Со сроком можно поспорить, но мы в самом деле слишком быстро забываем о трагедиях.

Пожар в доме для престарелых, случившийся в январе 2009 года в Республике Коми, поверг страну в шок. Чтобы таких чудовищных ЧП стало меньше, органы Госпожнадзора всех регионов начали массовую проверку учреждений соцзащиты. Кошмар начал забываться… И тут новая трагедия: 30 августа в Вышнем Волочке Тверской области в доме для престарелых в огне погибли 9 человек…

Где же были система быстрого оповещения о пожаре, средства тушения? Пойдем по новому кругу, пытаясь обеспечить безопасность? Только ведь она требует не порывов, а системы, каждодневной работы. Научит ли нас осторожности огненное лето 2010-го?

Из истории
Последний раз в Пензенской области сильные лесные пожары бушевали засушливым летом 1972 года. На борьбу с огнем мобилизовали пять полков гражданской обороны, бригаду инженерных войск и трубный батальон. Огонь подбирался даже к Пензе.

В «Пензенской правде» был опубликован призыв к жителям: «Стоит необычайно жаркая погода. Небрежное обращение с огнем привело к возгоранию торфяников и лесных участков в Пензенском, Земетчинском, Лунинском районах. Категорически запрещено организовывать выезды на отдых в леса и на реки».

Читая эти строки, испытываешь дежа-вю. А еще говорят, что история не повторяется!

Жаркое лето 1972 года завершилось трагедией. 29 августа разбился вертолет, совершавший облет территории, охваченной пожарами. Погибли пять человек: заместитель председателя облисполкома Евгений Ванин, заведующий сельхозотделом обкома КПСС Юрий Наумов, глава Лунинского райисполкома Иван Шеин и сотрудники лесной охраны Владимир Купцов и Василий Тимченко. В духе того времени все сведения об этом ЧП и пожарах были засекречены.

Итоги подводили Алексей КРАЙНИЙ, Ольга АЛЕКСЕЕВА, Екатерина РОГОЖКИНА, Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное