Как работается лунинским медикам на селе

Как работается лунинским медикам на селе

Три наших корреспондента провели в районе день, побывали в шести селах и поговорили со многими людьми

Фельдшерско-акушерские пункты в селах — это первое, самое близкое к населению звено системы здравоохранения. Сельский житель в экстренных случаях до областной, да и до районной больницы не добежит, не доедет, а родной ФАП под боком. И когда он нормально функционирует, люди спокойны.

Потому так тревожно звучат сигналы из сел, где ФАП либо закрылся, либо остался без фельдшера. «Пензенская правда» решила исследовать проблему на примере одного района. Выбрали Лунинский. Три наших корреспондента провели там день, побывали в шести селах и поговорили со многими людьми.  

Никаких трагических ситуаций не обнаружили, хотя проблемы есть. Но их знают и стараются решать.  

Не хватает молодых

Самая основная проблема и для Лунинского района, и для Пензенской области в целом — нехватка медиков среднего звена. Например, в Лунине проблема с кадрами врачей сегодня почти закрыта. Помогла федеральная программа «Земский доктор», по которой молодой специалист получает миллион рублей «подъемных» сразу, а в течение двух следующих лет — еще 150 и
75 тысяч рублей.

Для фельдшеров и медсестер такая поддержка не предусмотрена. И получается, что девушка, вчерашняя выпускница медицинского колледжа, приехав работать в село, должна искать и снимать себе жилье, платить за аренду, коммунальные услуги.

Бывают ситуации, когда обстоятельства складываются удачно, как, например, у Альбины Мурсяевой. Она уже три месяца заведует ФАПом села Старая Кутля. Живет в райцентре, на работу добирается на собст­венном автомобиле. До этого девять лет ездила в Пензу, где работала медсестрой в перевязочном отделении клинической больницы имени Захарьина. На дорогу уходило больше часа, а сейчас — 15 минут. В зарплате тоже не потеряла.

Первое время очень волновалась из-за степени ответственности — все-таки единственный медик на всю округу. Но зато появился стимул повышать свою квалификацию.
Сегодня 29-летняя Альбина — самый молодой фельдшер в Лунинском районе, остальным ее коллегам за 55–60 лет.

Всегда на связи

— Сегодня нам не хватает как минимум трех фельдшеров, — говорит главный врач Лунинской РБ Ким Ибрагимович Кушаев. – Но это не значит, что население остается без медицинской помощи. По графику раз в месяц в каждом населенном пункте ведет прием мобильная бригада (педиатр, терапевт, гинеколог, специалист УЗИ, лаборатория для сбора анализов). Врачи принимают пациентов по текущим вопросам и проводят диспансеризацию.

Летом по селам ездил передвижной зубной кабинет. Люди были очень довольны, мы получили много хороших отзывов. Но в идеале в каждом селе, деревне должен быть свой штатный медик. А достичь этого пока не получается.

В городе специалист отсидел на своем месте «от и до» — и свободен. А на селе фельдшера могут вызвать и днем, и ночью, и в выходной, и в праздник. Он всегда должен находиться на связи и быть в готовности номер один. Далеко не каждый медик готов работать по такому графику. Это еще один камень преткновения.

Проблему решают за счет увеличения нагрузки имеющимся фельдшерам: несколько специалистов помимо обслуживания своего участка пару раз в неделю выезжают в дополнительно закрепленные за ними села.

Правильное решение

Главная обязанность фельдшера — следить за тем, чтобы на его участке все были здоровы или получали необходимое лечение. На протяжении десятилетий так было: «деревенский доктор» — авторитетное «медицинское светило» и разбирается во всем. Фельдшеры старались лечить людей на месте. В районную поликлинику направляли людей только в случае сложного или тяжелого заболевания. За последние годы ситуация в корне изменилась.

Модернизация пензенского здравоохранения выразилась в первую очередь в централизации медицинской помощи и введении четкой дорожной карты. Сегодня, если фельдшер затрудняется поставить диагноз, он не только может, но и должен обратиться по телефону к своему непосредственному начальнику – участковому врачу общей практики или, если заболевание того требует, узкому специалисту (гинекологу, хирургу, педиатру и др.) за консультацией.

В экстренных ситуациях он принимает решение отправить больного на «неотложке» в районную больницу или же, когда дело совсем плохо, в Пензу. Правильное и вовремя принятое решение означает спасенную жизнь. И судя по тому, что в губернии в последние годы значительно снизилось количество инфарктов и случаев нарушения мозгового кровообращения, в сельской глубинке работают профессионалы.

— Я не чувствую, что работаю одна, как это было 10–15 лет назад, — признается фельдшер села Липовка Ирина Левчук. — Сейчас у меня есть твердая уверенность, что нас много за спиной пациента.

Один день из жизни фельдшера

Надежда Леонова из села Лесной Вьяс следит за здоровьем местных жителей более 40 лет. На ее примере можно составить представление о работе фельдшера в целом.

Рабочий день и обязанности

Теоретически смена начинается с 8 утра. Но Надежда Васильевна приходит как минимум на час раньше, потому что в ФАПах сегодня нет ставки санитарки и обязанности эти лежат на фельд-
шере. Перед началом приема нужно сделать влажную уборку, проветрить помещение, провести кварцевание. После этого начинаются прием больных и выполнение процедур, предписанных врачом: инъекции, перевязки и т.п.

После обеда Леонова отправляется на подворный обход — проверяет, как чувствуют себя гипертоники, хроники, инвалиды, груднички.

Дальше следует «бумажная» работа. Ее, по мнению Надежды Васильевны, в последнее время стало очень много. Помимо амбулаторных карт надо заполнить различные реестры, отчеты, процедурные журналы. Иногда «писанину» приходится брать домой. Работу осложняет то, что до сельских ФАПов всеобщая компьютеризация еще не добралась, документы приходится заполнять от руки.

Также фельдшер следит за тем, чтобы жители в положенное время сделали флюорографию, прививки, прошли маммографическое обследование, диспансеризацию, сдали анализы. Она организовывает выездные приемы специалистов, оповещает о них жителей, организует явку.

Официально смена заканчивается в 15.30, но на практике раньше шести вечера домой Надежда Васильевна приходит редко. И, ложась спать, не отключает телефон, ведь позвонить могут в любое время.   

Про медикаменты

— При нынешнем оснащении ФАПов, — считает фельдшер, — работать одно удовольствие. Есть все необходимое.

Наверное, молодые доктора, которые только приходят в профессию, считают, что по-другому и быть не может. А Надежда Васильевна помнит времена, когда в ФАПах не хватало самого необходимого.

— В годы перестройки, — рассказала одна из жительниц Лесного Вьяса, — многие медикаменты Наденька покупала за свои деньги. Она не могла прийти на вызов и не оказать помощь.

О призвании

У Надежды Васильевны свое видение того, почему молодые специалисты сегодня не хотят ехать на работу в село:  

— Когда я принимала решение стать медиком, понимала, что иду работать для людей. И все эти годы я пыталась жить так, чтобы не в чем было себя упрекнуть: помочь пациентам, не подвести начальство, предотвратить беду. На мой взгляд, многим молодым врачам сегодня не хватает именно этого – стремления быть полезным, а не гнаться за большими деньгами, не искать теплого местечка.  

Доктор Айболит

Жители села Иванырс и окрестных деревушек прозвали своего фельдшера Айболитом — он такой же добрый, как герой сказки Корнея Чуковского, только лечит не зверюшек, а людей. Хотя в отсутствие ветеринара он и животным помогает.

Рустем Ахметов родом из Уфы, но судьба распорядилась так, что его второй родиной стал Лунинский район.

Рустем Фаатович — единственный в районе фельдшер-мужчина. Как так получилось?

— Я работал на местном лесозаводе, а когда он закрылся, решил получить новую специальность, — рассказывает он, — и стал сельским лекарем.

Рустем Фаатович быстро завоевал доверие и уважение сельчан. Не считаясь с личным временем, в праздники и выходные, в жару и метель, днем и ночью он всегда готов прийти на помощь.

— На селе фельдшер — универсальный медик и должен обладать многими профессиональными навыками, — говорит Ахметов. — Например, быть гинекологом и даже хирургом.

Кстати, последнее на селе особенно важно. Нашему герою приходилось и пропоротые быком ноги зашивать, и разбитые в драках губы.

— Иной раз здесь как на боевом дежурстве! — улыбается он.

Телефон Ахметова известен всем сельчанам. Люди звонят круглосуточно.

Так сложилось, что в зоне ответственности Рустема Фаатовича оказались и… животные.

— И вымя козам зашивал, и коров лечил, — продолжает он. — Когда просят, отказать трудно.

Кстати, за восемь лет работы в ФАПе Ахметов ни разу не был в отпуске. Даже на родину выезжал всего пару раз за все время. Да что там отпуск! Он и больничный-то ни разу не брал.

— Такую роскошь я себе позволить не могу, — улыбается он.  

У Рустема шестеро детей, трое из них — приемные. Зная нагрузку отца, ребята по мере сил помогают ему: то полы в ФАПе помоют, то во дворе приберутся.

— Конечно, трудно одному работать, — говорит Рустем Фаатович. — В день по 15 человек принимаю, а ведь еще и на вызовы приходится выезжать. Но когда работа по душе, со всеми сложностями справишься.

Альтруисты помогают

Открыть ФАПы в каждом населенном пункте невозможно. Для помощи людям из удаленных деревень и сел (с численностью менее 100 жителей) организуются так называемые домовые хозяйства.
Любови Петровне Галкиной 77 лет. Она родилась и прожила всю жизнь в селе Иванырсинский лесозавод. Всегда была «первым человеком». Какая-то беда? Люди идут к Любови Петровне.

И когда закрылся ФАП, ей предложили стать сотрудником домового хозяйства. Она была не против, ведь всегда, сколько себя помнит, измеряла соседям давление и советовала, какие таблетки пить.

Пусть у нее нет медицинского образования, но здесь и не нужна профессиональная помощь – только первичная: связаться с фельдшером из соседнего села или вызвать скорую.
Летом за день к ней могут прийти 4–6 человек, зимой — порой за неделю всего один.

В аптечке Галкиной – медикаменты, бинты, пластырь, кровеостанавливающий жгут, тонометр и термометр. Эти средства выделяются бесплатно по линии Министерства здравоохранения.

А вот зарплата таким сотрудникам не предусмотрена, и в этом сложность. Не все такие отзывчивые, как Любовь Петровна. Найти кандидатуру на должность сотрудника домового хозяйства непросто. Да и потом, обычно эту первичную помощь на селе оказывают пожилые женщины, которым порой в силу возраста самим нужна поддержка. Так что инициатива эта неоднозначная.

В случае же с Галкиной все сложилось как нельзя удачно. Она рада «общественной нагрузке» и старается пополнять свои знания: регулярно смотрит передачу «Жить здорово!» Елены Малышевой, проверяет советы на практике. Прибегает и к народной медицине, но использует только проверенные на себе средства.

— У меня была пониженная кислотность желудка, и мучила она меня страшно, — рассказывает для примера женщина. — Так я стала вместо чая заваривать подорожник. И вылечилась!   

МНЕНИЕ

Василий Пустовой, врач общей практики Лунинской РБ:

— Фельдшером не должен становиться случайный человек, который, отработав несколько лет, набравшись опыта, уедет. Хорошо, когда эту должность занимает свой, местный человек.

На моем участке проживают 1700 человек, понятно, что всех запомнить сложно. Поэтому сельские фельдшеры были и остаются главными моими помощниками и советниками. Да-да, советниками. Хотя они и считаются средним медицинским персоналом, но опыт у них огромный.

Они по 20—30 лет живут в этих местах, помнят, кто, когда и чем болел, знают, у кого какая наследственность. Люди доверяют им. Плюс в глубинке все друг у друга на виду: то, что не скажут доктору, от фельдшера не укроется.

Приведу пример: назначил я одному больному лечение, ожидаю положительной  динамики. Приезжаю на место, и выясняется, что давление у человека опять «скачет». Я в недоумении — ведь все правильно сделал. А фельдшер говорит, что вчера этот больной ходил в гости и хорошенько там «принял на грудь». И сразу все становится ясно.

На мой взгляд, идеальный фельдшер — это тот, который отучился, приехал на место назначения и пустил там корни. Главное, чтобы девушкам было за кого выходить замуж.

ЦИФРЫ

За последние шесть лет в Лунинском районе закрылось пять ФАПов: один перевели в офис врача общей практики, остальные прекратили работать из-за объединения сельсоветов и естественной убыли населения.

Средняя зарплата медработников в Лунинском районе:

врач — 31,5 тыс. руб.;
средний медперсонал — 19,5 тыс. руб.;
младший медперсонал — 17 тыс. руб.;
фельдшер (с надбавками) — 21—22 тыс. руб.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное