В Пензе английский язык учат «методом улья»
Когда на уроках все ученики говорят одновременно, педагоги гимназии № 44 радуются.
Россия интегрируется в мировое экономическое пространство. Руссо туристо стали гораздо чаще выезжать за рубеж. Между тем, с иностранными языками у россиян традиционные проблемы — плохо «спикаем» и «шпрехаем». Причину знают все: плохо нас учили этому в школах.
Время заставляет меняться, и результаты уже заметны. Их отразил областной конкурс «Учитель года». В этот раз в нем приняли участие сразу семеро педагогов — преподавателей английского и немецкого языков.
Не молчите
Чтобы научиться понимать английскую речь, объясняют педагоги гимназии № 44, ее надо слушать. Чтобы заговорить на языке, нужно говорить. Однако существующая система школьного преподавания делает акцент на чтении учебника и на выполнении упражнений по грамматике.
Да и когда говорить? Урок — 45 минут, в классе — 15 учеников. На каждого ребятенка в лучшем случае приходится по три минуты. В неделю — девять минут. Можно за девять несчастных минут в неделю освоить речь?
Вот почему, даже если ученики хорошо успевают по предмету, они нуждаются в дополнительных занятиях — самостоятельно или с репетитором.
В гимназии № 44 системные недостатки российской методы преподавания (не побоимся назвать вещи своими именами) преодолевают, разрешая, вернее, обязывая каждого ученика одновременно с остальными говорить на свою тему. И три минуты разговорной практики превращаются в 45. Конечно, кажется, что занятия проходят внутри гудящего пчелиного улья… Но система так и называется — метод улья.
А еще домашнее задание в том же духе: смотришь ли ты в окно, деточка, чистишь ли картошку, рассказывай вслух, что видишь и что делаешь. Не молчи, говори, учись облекать мысли в слова!
На фундаменте творчества
Авторами «метода улья» являются Ирина Петровна Шеляпина, известный и уважаемый в Пензе педагог (сейчас она на заслуженном отдыхе), и Нина Михайловна Костычева, которая вот уже 14 лет возглавляет в гимназии № 44 методическое объединение преподавателей иностранного языка.
В 1993-м году, когда Шеляпина и Костычева пришли в учебное заведение, оно имело статус экспериментальной школы. Коллектив здесь ищущий, творческий, для которого важно не учить, а научить.
Многое из того, до чего педагоги доходили сами, сегодня прописано в новых образовательных стандартах. Скажем, учителя по собственному разумению стали вводить в программу основы иноязычной культуры, знакомить ребят с важнейшими литературными произведениями стран-носительниц языка. Сегодня это кажется само собой разумеющимся.
И тогда, и теперь педагоги апробируют что-то новое. В свое время ввели преподавание второго языка, начиная с 7 класса. Билингвизм сохранился до сих пор. Пробовали трилингвизм, добавив французский и испанский на выбор.
Сегодня кажется обыденностью, если ребенок изучает язык с детского сада. А тогда педагоги 44-ой сомневались, надо ли задействовать первые годы жизни для изучения языков? Набрали дошколят, начали заниматься в Приволжском доме знаний. Причем, объявлений не давали, но желающих оказалось на удивление много. Детишек на занятия возили со всех концов города и даже из Заречного. На сцене (администрация выделила именно это помещение) вокруг фортепьяно учителя и дети разыгрывали сценки из жизни Питера Пэна, Вэнди и Капитана Крюка. Так появилась школа развития, которая существует и теперь, но работает уже непосредственно в гимназии.
Здешние преподаватели даже создали несколько учебников. При городском отделе образования была сформирована педагогическая группа, которые апробировала идеи коллег из 44-й на школьных занятиях и в лингвистических кружках.
Многие наработки тех лет используются до сих пор.
Впереди – Россия
Преподаватели-«иностранцы» из гимназии № 44 трижды становились лучшими на городском этапе конкурса «Учитель года».
В 1998 году — Юлия Семисажженова (сейчас она работает в Москве директором школы-интерната при МГУ). В 2004 – Ольга Астафьева. В 2011-м — Яна Куприна.
С большим отрывом Яна Владимировна победила и на областном конкурсе, который состоялся в мае. Теперь она представит региональное образование на всероссийском этапе.
Программа Яны Куприной была посвящена самосовершенствованию личности с помощью актуализированного интереса. В принципе, это те же идеи педагогического творчества — давайте мы, учителя, сделаем так, чтобы ребенку было на уроке интересно, и тогда его не надо будет заставлять, он всему научится сам.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER