Ученый из ПГАУ работает над созданием естественного биомодулятора

Ученый из ПГАУ работает над созданием естественного биомодулятора

Если бы Геннадий Боряев родился в какой-нибудь московской профессорской семье, давно бы уже руководил научным институтом, да еще и за границей.
Но он родился в пригородном селе Кижеватово в многодетной деревенской мордовской семье. 

Вышли мы все из народа 

Любил, как и все, природу, карасей наловить, забрести с приятелями в какой-нибудь уединенный уголок и поразиться дивному пейзажу — озеру, например, покрытому лилиями. 

Однако он был единственным из местных мальчишек, кто любил читать. Ему первому доверили новый четырехтомник «Война и мир», присланный в сельскую библиотеку.

Это сейчас школьников за Толстого не усадишь, а Гена залпом проглотил роман и на всю жизнь запомнил, как боялся помять уголки книги, так благоговейно к ней относился.

— Хватит лодырничать! — сердилась мать, в очередной раз обнаружив сына за чтением. — Ступай, помоги на огороде! 

Понятно, что у юноши была одна дорога после школы — в институт, тем более что в аттестате стояла всего одна четверка — по русскому, остальные — пятерки. 

Наш «сельхоз», армия. Работа в подмосковном Институте физиологии, биохимии и питания животных, чтобы заработать стаж в аспирантуру. Аспирантура. Кандидатская, докторская. Опять наш «сельхоз», вернее, теперь уже Пензенский государственный аграрный университет, в котором Геннадий Боряев руководит кафедрой биологии, биологических технологий и ветеринарно-санитарной экспертизы. 

Его докторская была посвящена изучению свойств биопрепаратов на основе селена. Благодаря инвестору — фирме «Биокор» — селеновые биодобавки появились на аптечных прилавках не только России, но и всего ближнего зарубежья. 

Боряев — профессор, у него много почетных наград. Предприниматель. Один из ведущих пензенских аграриев, к которому, как к высшей инстанции, обращаются те, кто работает на земле. 

Плюсы и минусы 

А еще он тот самый классический типаж ученого, который оказывает огромное влияние на юношеские умы, навсегда закладывая в них уважение к науке. 

Лекции по биологии животных сегодня могут взволновать не меньше, чем в технических вузах лекции по физике о пространстве и времени.

«Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне — дна…» Человек вторгается в генные структуры растений и животных, во внутренний космос природы. Как это отразится на будущих поколениях людей, употребляющих растения и животных в пищу?.. 

Вопросы мировоззренческие, вопросы экономические. 

Скажем, коровы. Даже внешне они отличаются от своих «прабабушек» из советских колхозов, как финалистка конкурса красоты от среднестатистической прохожей. И молока дают больше: 4–7 тысяч кг ежегодно. В Европе норма — 7–9 тысяч. Но зато нынешние буренки больше не видят солнца, всю жизнь — в четырех стенах, на антибиотиках, стимуляторах… 

В результате у высокопродуктивных «моделей» слабый иммунитет, потомство тоже слабее. По-научному это называется «снижение естественной резистентности организма животных». Риски падежа всего стада, а значит, убытков предприятий, многократно возрастают. 


О пользе трутней  

Предмет научной деятельности Геннадия Ивановича — повышение этой самой резистентности. 

— А может, надо просто вернуться к истокам? — спрашиваю. — Чтобы корова была почти членом семьи, а не станком по выпуску молока и мяса.

— Сейчас это практически невозможно, — отвечает Геннадий Иванович. — Повышение продуктивности — магистральный путь сельского хозяйства, это прогресс. Но нужно, конечно, соблюдать баланс. Нельзя переступать пределы физиологической нормы.

— А как понять, где пределы? 

Геннадий Иванович объяснил на примере спорта. И великий спринтер, добивающийся выдающихся результатов, и обычный человек, лежащий на диване, — это организмы, чьи результаты по бегу находятся в пределах физиологической нормы.

Наука стремится к тому, чтобы животные, образно говоря, были выдающимися спортсменами. А вот воздействовать на организм для выхода за пределы естественной нормы — опасно. 

Геннадий Иванович и его команда работают над созданием удобного, эффективного ветеринарного препарата — естественного биомодулятора.  

Недавно их научные разработки были представлены на крупном специализированном конгрессе в Швейцарии.
 
Правда, меня больше впечатлил местный пример. В одном из животноводческих хозяйств Пензенской области несколько лет назад смертность среди молодняка КРС доходила до 25 процентов. А молодняк был породистый, за большие деньги привезенный из-за границы. После использования препарата, разработанного под руководством Боряева, гибель снизилась в шесть (!) раз. 

Мотивация как двигатель прогресса 

В прежние времена первые лица области, да и журналисты до мозолей на языке призывали хозяйства соблюдать технологии возделывания культур и внедрять научные разработки. 

Директора кивали, но делали, как привыкли. Средняя урожайность в 19 центнеров с га считалась рекордной. А сейчас и 35 центнеров — «не айс». Хозяйства сами соблюдают технологии и научные рекомендации, поскольку прибыли повышаются. 

Геннадий Иванович говорит: 

— Ученые-аграрии реально почувствовали, что научный подход становится востребованным. Бизнесмены и фермеры стали образованнее, грамотнее. Помню, лет десять назад я думал, что в своем нынешнем возрасте буду сбавлять обороты, отходить от дел. А теперь все настолько интересно, видна такая отдача от твоего труда, что я как ученый просто счастлив! 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное