Тяжела ноша знаний, или размышления родителя накануне 1 сентября

Тяжела ноша знаний, или размышления родителя накануне 1 сентября

Обычно на совещаниях, посвященных развитию системы образования, выступают либо представители государства – чиновники, либо педагоги. Редко, когда слово дают еще одним участникам образовательного процесса – родителям. И уж совсем почти никогда – детям...

Стране нужно то-то и то-то!.. Мы должны!.. Учиться и еще раз учиться!..

Приглашенный на августовский педсовет председатель управляющего совета при школе № 9 города Каменки Сергей Логутов от имени родителей робко попросил:
– Пожалуйста, не задавайте нашим детям так много на дом!

То ли еще будет
1 сентября – праздник, а сердце родительское щемит…Вот он шагает в школу, трудяга-муравей с огромным ранцем за спиной. В одной руке – мешок со второй обувью, в другой – пакет с физкультурной формой.
Встал в семь, до двух – уроки, потом – кружки, а с шести вечера до одиннадцати – зубрежка учебников.

И все время его заставляют – то дежурить по школе, то рисовать стенгазету (районная администрация борется с подростковым курением), то приходить на 15 минут раньше – ввели физкультминутку. И все новшества нужны, и все они развивают… Только откуда время-то брать? Либо от сна отрывать, либо от единственного (!) выходного.

Современных подростков часто упрекают, что они мало читают. А когда им читать?

На тот же августовский педсовет была приглашена из Москвы представительница Института развития образования при Высшей школе экономики Анна Вавилова. Она с коллегами подсчитала, что уже сейчас девятиклассник (с его 35 уроками в неделю и, минимум, 17 часами на домашнюю подготовку к ним) фактически занят больше среднестатистического работающего взрослого, которого нельзя по Трудовому кодексу нагружать больше чем на 40 часов в неделю.

По данным мониторинга, проведенного Институтом возрастной физиологии РАН по заказу Министерства образования РФ, учебная нагрузка на обычных школьников сейчас на 3–5 процентов больше разрешенной гигиенистами и физиологами. Ученики гимназий и лицеев перегружены на 15–20 процентов.

А что скажут медики?
Увы, высокие требования школьных программ не самым лучшим образом отражаются на здоровье детей.

По сведениям регионального министерства здравоохранения (данные 2009 года), за последние пять лет уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет в Пензенской области вырос почти на 14 процентов, подростков – на 17 процентов.
За период обучения распространенность нарушений зрения возрастает в 3,3 раза, осанки – в 2,2 раза, сколиозов – в 5 раз.

Безусловно, то, что в школах начали проводить политику на здоровьесбережение, ввели горячее питание, дает плоды, но, увы, не так быстро, как хотелось бы.

Нас успокаивают, что за тем, перегружен ли ученик в школе, следит Роспотребнадзор. И есть специальные рекомендации. Скажем, после шести уроков должен быть час на отдых, и только потом – занятия в кружках и факультативах.

В теории действительно так. А на практике учителя частенько этот час «изымают» – дескать, зачем детям мотаться по школе столько времени, раньше начнем – раньше закончим.

Факультативы зачастую назначают в приказном порядке – это дополнительные часы для педагогов, конвертируемые в зарплату.

Общественность практически не участвует в формировании школьных программ.

Только 10 процентов так называемого «школьного компонента» учебное заведение (в теории – совместно с родителями) может комплектовать по собственному выбору. Еще 15 – региональный компонент, 75 процентов учебного времени составляют обязательные предметы.

Думаю, это правильно. Ведь не участвует же общественность в самолетостроении. Ну что мы, непрофессионалы, можем противопоставить специалистам-педагогам? Им, безусловно, виднее. Тут более уместны международные сопоставления.

Старт и финиш
Есть такое международное исследование образовательных достижений учащихся PIRLS (грамотность чтения младших школьников 8–10 лет). В 2007 году, согласно ему, российская система образования заняла первое место. Исследование TIMSS (математические способности, математическая грамотность) – мы тоже входим, как минимум, в десятку, а иногда и в тройку лучших.

Это очень серьезные международные исследования, и они показывают: система начального образования у нас на высоте. А вот на следующем этапе – на уровне 15-летних школьников – не столь радужные показатели. Все годы (2000, 2003, 2006-й) мы оказываемся в группе стран с результатами ниже среднего. Занимаем 30–38-е места. Выводы экспертов: когда надо не просто приобрести знания, а использовать их как инструмент для дальнейшего образования,  тут мы неконкурентоспособны.

Не хочу все знать!
Возможно, наше отставание объясняется тем, что школьные программы перегружены терминами и знаниями «про запас». В этой связи характерен пример. Еще при советской власти ученым из Академии наук СССР поручили написать школьные учебники по физике. В тех учебниках было заложено 1300 физических понятий! В британских школьных учебниках – было 600, в американских – 300…

Однажды слышу – мое дитя в своей комнате рыдает. Что стряслось? Показывает параграф – велели выучить. Это было расположение листьев на ветке. Часа полтора мы зубрили вдвоем, что листики могут сидеть друг против друга супротивно, спиралевидно, винтообразно и прочее… Назавтра свою пятерку по биологии дочь получила. А через день все забыла. Ну, скажите, зачем все эти скучные, трудноперевариваемые подробности, в обычной жизни не востребованные, которые, если приспичит, можно почерпнуть из справочника или Интернета?!

А притча во языцех – английский? Годы труда! И все равно – навечно иностранный! Помню, в институте мы переводили сложнейшие тексты про устройство различных механизмов, а на бытовом уровне ни тогда, ни, тем более, теперь английскую речь не понимаем, общаться не в состоянии.

Но, самое-то пугающее, считается, что объем знаний, которыми располагает человечество, удваивается каждые пять лет. А с 2020 года будет удваиваться каждые 72 дня.

И как это все впихнуть в голову бедного ребенка?

На результат
В принципе, программа формирования лидеров через школьное предпринимательство, которую вводят в Пензенской области, растет из той же проблемы: ребенка грузят академическими знаниями обо всем на свете, а реальная жизнь протекает мимо.

Да и «Наша новая школа», профильное образование и так далее имеют конечной целью то, что дети должны не просто учиться, а развиваться, приобретать умение быть конкурентоспособными в этом сложном мире.

Возможно, все так и будет со временем, но пока ребенок идет в ту школу, которая есть. И дай бог, чтобы к концу года он не валился с ног от усталости!

Как помочь ребенку
Рекомендации, в общем-то, банальны. Побольше овощей и фруктов – там витамины. Обязательно пить воду в школе (естественно, бутилированную). Соблюдать режим питания, заниматься физкультурой. Не разрешайте отпрыску смотреть телевизор допоздна – кстати, иногда то, что ребенок уставился в экран, а уроки не делает, это не признак лени, а элементарная усталость. Подумайте, стоит ли записывать его за дополнительные секции и кружки.

Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА,
фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное