Школьный рубль: откуда и куда?

Школьный рубль: откуда и куда?

На смену поборам пришла благотворительность.

Татьяна Каракозова — председатель благотворительного фонда «Содействие»  лингвистической гимназии  № 6 города Пензы, созданного для привлечения родительских пожертвований.
Тема школьной благотворительности очень болезненная. Долгие годы родители возмущались, что им приходится оплачивать то, на что у государства вечно не хватало денег, — ремонт классов, приобретение парт и так далее. Сейчас ситуация с финансированием российского образования постепенно меняется. Татьяна Каракозова считает, что и тема родительсткой помощи школе наполнилась новым содержанием.
   
— Татьяна Борисовна, как работает ваш фонд?
— Сразу оговорюсь, в душе я за финскую модель образования, где финансовая помощь школе со стороны родителей исключена в принципе. Наше законодательство такую помощь допускает, и этим, я думаю, все сказано.
В каждом классе нашей гимназии выбран казначей из числа родителей, который привлекает добровольные пожертвования и перечисляет их на расчетный счет фонда.  

По банковским документам легко проследить движение средств — сколько привлекли,  сколько и на что потратили. Все платежки и чеки хранятся у бухгалтера фонда, любой родитель может их посмотреть.

Конечно, лучше, чтобы сами родители переводили деньги через банк. Но не у каждого есть на это время. В Минюсте нам подтвердили, что так, как делаем мы, тоже можно.

— Как определяется сумма взносов? 
— Никак. По закону рекомендуемых сумм быть не должно. Некоторые родители не жертвуют  никогда, причем, среди них есть и вполне состоятельные люди. Но все же большинство откликается на просьбу о помощи. По желанию можно помогать не деньгами, а «бартером» или оказанием услуг, скажем, в благоустройстве пришкольной территории.    

— На что тратятся пожертвования?
— На приобретение литературы на иностранных языках. На звуковую и проекционную аппаратуру для актового зала. Мы оборудовали тренажерную площадку во дворе, где могут заниматься и дети, и родители. Часть денег идет на обеспечение работы кружков, поощрение учащихся, добившихся успехов в учебе и спорте, и многое другое.

Решение о том, на какие цели будут привлекаться пожертвования, сначала принимается на школьном совете родителей, и только потом начинается сама благотворительная кампания. Раньше, как вы знаете, было по-другому: собрали деньги, а как их тратить, решал директор. 

Раз в полугодие мы отчитываемся перед родителями — подклеивая каждому ученику в дневник листок с «приходом» и «расходом». Информация также выкладывается на сайте гимназии. 

— Какие вы видите минусы в сложившейся системе?  

— Не всегда можно направлять пожертвования туда, куда хочется. Например, в гимназии уже давно нет медработника. Почему? По количеству учащихся в нашем учебном учреждении медработник может быть задействован только на полставки, а это меньше четырех тысяч рублей в месяц. На такую зарплату никто не идет. Мы готовы были бы доплачивать из привлеченных средств, но — нельзя. Этот вопрос — только в компетенции муниципальных органов. (Правда, справедливости ради надо сказать, что медсестру нам все же пообещали.)   

По большому счету, быть председателем благотворительного фонда должен человек, у которого нет другой работы а, лучше, и семьи. Нагрузки серьезные! Даже, чтобы просто пообщаться с родителями по телефону, а большинство из них — люди очень занятые, нужно потратить уйму времени. А у меня — своя работа, муж, две дочери.   

Тем обиднее, что находятся те, кто пытаются мстить непонятно за что. Не хочешь жертвовать — не жертвуй. Есть вопросы — спроси. Так нет, люди пишут анонимные жалобы в управление образования, в прокуратуру, и нас по полной проверяют.

— Сколько благотворительных пожертвований вы привлекли в 2010 году?
— 1 миллион 484 тысячи 600 рублей.  

— Татьяна Борисовна, с одной стороны школьная благотворительность разрешена. С другой, премьер-министр РФ Владимир Путин в конце прошлого года высказал мнение, что родителей надо освободить от расходов на содержание школ. По его словам, даже добровольные взносы недопустимы. Как уживается такое противоречие?
— Я считаю, что противоречия тут нет. Можно провести аналогию со здравоохранением. Есть государственная система, финансируемая из бюджета, к помощи которой мы все прибегаем, когда болеем. И есть благотворительные фонды, скажем, «Подари жизнь», «Российский детский фонд», в Пензенской области — «Святое дело». Фонды никак не подменяют собой официальную медицину.

Проблема, как сказал бы Михаил Булгаков, в головах, вернее, в нашем историческом опыте. Мы все помним, как раньше деньги для школы сдавали «добровольно-принудительно», все родители — единую сумму, в одних учебных учреждениях — по сто рублей в месяц, в других — по двести. Причем, сдавали не через банк, а собирали «в шапку». 

Мы действуем по закону, прошли различные проверки, в том числе и прокуратуры. Нарушений у нас не выявлено. 
 
Советы родителям
Большинство родителей, определяя, участвовать или нет в школьной благотворительности, боятся, что в случае отказа изменится отношение к их ребенку.
Глупости! Учителя-предметники что ли будут мстить?

Это сами родители привыкли быть послушными. Это они, а не педагоги, каждый год, охая и ахая, отваливают заоблачные суммы на выпускной бал. И настаивают, чтобы праздничный стол ломился от яств...

Если вы не можете или не хотите участвовать в благотворительной акции, говорите «Нет!» Но свою точку зрения высказывайте спокойно, не срываясь на крик.

Требуется психологическая помощь для того, чтобы проявить принципиальность? 
В Пензенской области работает единый российский телефон доверия, звонить на который можно бесплатно, анонимно, с любого телефона (мобильного или стационарного): 8-800-2000-122.
Елена ПАНЮШОВА, педагог-психолог областного детского приюта  

Семь главных ошибок 
Как нам сообщили в Управлении образования города Пензы, только за три осенних месяца 2010 года родители пожаловались на неправомерные действия администраций 15 (!) школ.
С какими претензиями обращаются чаще всего: 
– благотворительную деятельность инициируют не сами родители, а педагогические коллективы;
– к сбору пожертвований привлекаются классные руководители; 
– имеют место случаи давления, причем, не только со стороны педагогов, но и родителей других учеников;  
– добровольные пожертвования собираются по списку, без оформления надлежащих документов;
– допускается дробление привлекаемых добровольных пожертвований, так называемые «фонд класса» и «фонд школы»; 
– не составляется отчет о расходовании привлеченных средств; 
– директора школ не проводят разъяснительную работу с родителями и педагогами, не принимают меры для предотвращения нарушений законодательства.

Важно!
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» все пожертвования юридических и физических лиц могут быть только добровольными. Никто не вправе принудить родителей сделать пожертвование, даже если решение об этом  принималось большинством голосов на заседании органа самоуправления (родительском комитете, попечительском совете, общешкольном родительском собрании).

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное