Пензенские школьники удивили именитых изобретателей своими разработками

Пензенские школьники удивили именитых изобретателей своими разработками

Один из проектов представила кузнечанка Ксения Курзакова

Недавно в ПГУ прошли интеллектуальные соревнования. А их участниками стали даже не студенты, а школьники из Пензы, Заречного, а также Бессоновского, Каменского, Кузнецкого, Пензенского и Спасского районов. Ребята съехались в областной центр на научно-техническую конференцию «Эврика» (мероприятие прошло в рамках регионального фестиваля научно-технического творчества учащихся «Таланты XXI века»).

На суд жюри, членами которого выступили ученые ПГУ и представители областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), было представлено свыше 40 работ.

Химия под пяткой

Никакой трескучий мороз или, к примеру, жесткие походные условия не страшны тем, кто воспользуется термостельками, разработанными девятиклассником Кириллом Немовым. Его изобретение вошло в тройку лучших в секции «Наноконструирование» и рекомендовано к патентованию.

Кирилл посвятил проекту год жизни – согласитесь, целая эпоха для юного ученого!

Работа потребовала привлечения научной базы, и Кирилл консультировался со студентом Павлом Варлашиным и несколькими преподавателями химии, ставил эксперименты. Результат превзошел все ожидания: стельки способны в течение суток поддерживать температуру в 40–45 градусов.

— Основными элементами ноу-хау являются графитовый стержень и рычаг. Во время ходьбы эти детали начинают взаимодействовать, активируя химическую реакцию, сопровождающуюся выбросом тепла, — рассказывает педагог дополнительного образования городского Центра технологического обучения Екатерина Агафонова.

Чтобы «перезарядить» стельки, достаточно на три-четыре минуты поместить их в кипяток. Материал, из которого они выполнены, — поливинилхлорид, неискушенным в науке людям более известный как ПВХ, — даже не требует предварительной сушки: достаточно просто промокнуть тряпочкой, и — вуаля! — стельки вновь готовы согревать ноги и душу.

В числе достоинств и цена: пара магазинных термостелек обойдется в несколько тысяч рублей, в то время как разработанная Кириллом — 165 рублей.

Спасательный «аттракцион»

Высокую оценку получила и разработка Ксении Курзаковой из с. Поселки Кузнецкого района.

Идею проекта школьнице подсказала сама жизнь: во время учебной эвакуации она заметила, что, как бы четко ни был организован процесс, у выходов каждый раз образуется толпа. Нужны минуты, чтобы люди вышли наружу, но в условиях реального ЧП на счету каждая секунда…

Ксюша подняла статистику за 2015 год: в среднем в России ежедневно происходило свыше 580 пожаров, которые уносили жизни более чем 40 человек. Нередко горели высотки. Когда вспыхнуло восьмиэтажное общежитие в Новосибирске, спасатели эвакуировали почти 400 человек, но двое погибли, выпрыгнув с пятого этажа…

Школьница, изучив в том числе зарубежный опыт, разработала инновационный пожарный спуск.

— Я предлагаю оборудовать здания школ, детсадов, колледжей специальными спиралевидными горками, — рассказывает Ксения. — Внешне они похожи на те, что устанавливают в аквапарках. Но назначение у них не развлекательное: если правильно рассчитать угол наклона и количество витков, а также проработать нижнюю часть спуска — так называемое «седло», позволяющее сделать «приземление» максимально безопасным, — можно в разы увеличить скорость эвакуации с верхних этажей.

По замыслу автора материалом для спасательных «аттракционов» может быть пластик. Но все же вместе с научным руководителем — учителем математики Натальей Купырой — она отдает предпочтение нержавеющей стали. Та и более стойкая, и позволяет сделать менее ощутимые швы между секциями.

Идея кажется фантастической? Отнюдь. Не исключено, что вскоре разработка найдет применение: Пензенский совет ВОИР предложил ее к внедрению в МЧС.

От звонка до звонка

Проект Вадима Копылова, занявший второе место в секции «Радиоконструирование», имеет название, понятное лишь технарям: «Многофункциональный программируемый контроллер». На деле это автомат для подачи звонков. Но не обычный, а способный обрасти дополнительными функциями.

Научный руководитель проекта – педагог Центра технологического обучения г. Пензы Михаил Кольчугин — рассказывает, что идея устройства витала давно, а возможность ее реализовать появилась благодаря широкому внедрению контроллеров – устройств управления в электронике и вычислительной технике.

На начальном этапе работы Вадим соорудил автомат, способный давать школьные звонки. Если бы необходимость в сигнале возникала через равные промежутки времени, запрограммировать устройство было бы проще. Однако уроки длятся по 45 минут, а перемены — по 10–15, так что разработчику пришлось повозиться с «таймером».

Эксперимент, поставленный в реальной школе, прошел успешно. На этом этапе автор понял, что возможности контроллера гораздо шире, чем он мог предположить. Если оснастить устройство дополнительными датчиками, оно сможет показывать температуру воздуха, влажность, атмосферное давление, скорость ветра, а может и оповещать о значительных изменениях какого-либо показателя. В общем, впереди огромное поле для технического творчества. И, кстати, для конкурентной борьбы: имеющиеся на рынке аналоги «начинаются» от 6 тысяч рублей, разработка Вадима — раз в 10 дешевле.

Ну и ну

Еще одним проектом, рекомендованным к патентованию и внедрению на предприятиях, стало приспособление, позволяющее произвести высокоточную расточку деталей класса «Диск» на токарном станке. Над ним пензенский 11-классник Артем Юров работал вместе с педагогом дополнительного образования городского центра технологического обучения Юрием Проскуряковым.

Новшество приспособления в том, что оно позволяет одновременно обрабатывать по 15–20 деталей-колец. Это существенно экономит время, но при этом не снижает качества.

Автор: Яна ИВОЙЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке