Осторожно: школы закрываются!

Осторожно: школы закрываются!

Двадцать пять лет назад в нашем классе училось 43 человека. Столько же ребятишек было до недавнего времени во всей начальной школе поселка Шемышейка. 1 июня, в День защиты детей, школа прекратила свое существование. 

– Ребята без наук не останутся – будем возить их автобусом на другой конец поселка, в  среднюю школу, – объясняет Людмила Туркичева, но глаза у нее грустные.

Людмила Дмитриевна еще недавно была начальником районного отдела образования. Теперь она – заместитель. Очень обаятельная женщина. Но, видимо, слишком совестливая. После того как в 2008 году в Шемышейском районе прошел первый этап реструктуризации сети образовательных учреждений (а проще говоря, их начали закрывать), у женщины случился нервный срыв. Она сама попросила, чтобы ей дали «работу полегче».

– Все понимаю, – говорит она, – не от хорошей жизни идут сокращения – детей стало меньше. Но когда ты смотришь в глаза тем, кого сто лет знаешь, с кем окончила институт и приехала работать в деревню, и говоришь, что школу придется закрыть, – это очень тяжело морально… 

И нас все меньше 

В Шемышейском районе реструктуризацию решили провести разом, чтобы, как говорится, не рубить собаке хвост по частям. Думали, мол, один раз «переболеем» и пойдем в светлое будущее со стабильным педагогическим коллективом.

В 2008 году закрыли три школы, несколько реорганизовали, средние перевели в основные, основные – в начальные.

В других районах попытались выкрутиться – неперспективные школы сделали филиалами более «многодетных» учебных заведений. Но это дало лишь временную отсрочку. В этом году филиалы все равно начали реорганизовывать.

А куда деваться? По данным областного министерства образования, в 2004 году последний школьный звонок прозвенел для 15 500 одиннадцатиклассников. В этом году – для 8 тысяч «с копейками». Как говорится, почувствуйте разницу.

Правда, скоро в школы придут ребятишки, рожденные под знаком материнского капитала. Увы, этот бэби-всплеск не решит проблемы. Ведь чтобы говорить о реальном изменении ситуации, нужно, чтобы в каждой российской семье рождалось по трое ребятишек. А это до сих пор скорее исключение, чем правило.

Сегодня в России 23 миллиона детей (вернее, граждан, моложе трудоспособного возраста). Если посмотреть долгосрочные прогнозы службы госстатистики РФ, даже самые оптимистичные, становится понятно: как в советские времена, когда в РСФСР проживало и 36 млн. детей (1989 год), и 42 млн. (1939 год), уже не будет.

По крайней мере, предпосылок для этого на демографическом горизонте маловато. Так кого же учить?

Сегодня школы реорганизовывают даже в городах – в Заречном, Пензе.

Что касается сельских учебных заведений, то тут масла в огонь подливает продолжающаяся урбанизация. В начале ХХ века в современных границах Российского государства в деревнях проживало 85 процентов населения и 15 – в городах. Сейчас соотношение 27 и 73. За сто лет пирамида фактически перевернулась. 

Ой, да что говорить, если в том же Шемышейском районе смертность превышает рождаемость даже в татарском селе Усть-Уза. 

Песчанская буря

– Прямо война была! – ужасается Людмила Туркичева, вспоминая, как сопротивлялись в 2008 году закрытию школы жители села Песчанка.

– Обращались во все инстанции, вплоть до Администрации Президента. Я их понимаю:  школа – это нечто большее, чем просто здание. Недаром поется в песне: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…».

Районные чиновники не раз и не два встречались с родителями и педагогами. Объясняли, уговаривали. Ехать, говорили, до соседней школы в селе Наскафтым всего-то 8 километров. Автобус новый, полученный по нацпроекту «Образование». Дети вольются в большой коллектив. А то сидели в классе два человека, смотрели друг на друга. А в Наскафтыме  и спортивный зал, и дополнительные возможности для изучения иностранных языков, и кружки, и секции. Дети должны получать качественное образование!  

Но родители ничего слышать не хотели. И чиновники сдались: решили возить в Наскафтым только ребят старшего и среднего возраста, а младших оставили «дома». 

Год в двухэтажную школу, рассчитанную на 192 человека, ходили 7 ребятишек. Здание отапливали, освещали. Учебный процесс обеспечивали 9 взрослых – учителя, повар, сторож, кочегары.

– Когда в этом году объявили, что начальную школу тоже закроют, хоть бы кто слово сказал. А потому, что люди увидели: с автобусом нет проблем, а дети от нововведений действительно выиграли.     

Перезагрузка 

До 1 сентября в Пензенской области будут закрыты 24 учебных заведения, 51 – поменяет статус, 31 – пройдет процедуру слияния.

Что касается детей, то они действительно ничего потерять не должны.

Решая вопрос конкретного учебного заведения, чиновники областного министерства образования учитывают множество факторов. Расстояние до новой школы не может превышать 15 километров, дороги и автобусы должны быть в приличном состоянии и так далее…

А вот педагогам в этой ситуации сложнее.

То, что людей в профессии много, думаю, понимают все. В том же Шемышейском районе в 2008 году на одного учителя приходилось 6,5 ученика. Тогда сократили 59 педагогов. Но если исходить из стандарта, к которому стремятся в Министерстве образования и науки РФ, – соотношение 1 к 15 (таков, утверждает министр Фурсенко, международный опыт), – то «лишних» учителей в районе все равно аж 100 человек.

Если же говорить о всей Пензенской области, то у нас учителей порядка 10 тысяч человек, а надо – всего 7.     

В ряде российских регионов, например в Саратове и Татарстане, через болезненную процедуру сокращения уже прошли. С высоких государственных трибун не без гордости говорилось, что оптимизация позволила поднять зарплату оставшимся учителям на 40 процентов.

Хотя что такое 40 процентов?  Сейчас средняя зарплата учителя Пензенской области 7300 рублей в месяц. А будет 10 тысяч?  

Раз уж мы ориентируемся на международные стандарты, давайте равняться, например, на Финляндию. Выпускники финских школ – самые образованные в мире. Здесь все бесплатно – учебники, школьные завтраки, высшее образование. Учитель в Финляндии (которая, к слову, 100 лет назад входила в Российскую империю) – одна из самых высокооплачиваемых профессий в государстве…

Кадровая оптимизация должна быть, наверное, более продуманной. Так, в приемной комиссии ПГПУ нас заверили, что в этом году прием на педагогические специальности не сократят. Получается, что учителей у нас и так больше нормы, а вузы продолжают штамповать их в избыточных количествах? 

Правда, получив дипломы, молодежь в села не едет. Но это, как говорится, уже другая история. 

Вопросы, вопросы…

Хоть школы и закрывают, но учителей стараются трудоустроить. Кого берут в те учебные заведения, куда детей будут возить, кто-то находит работу в детском саду. Сокращают в основном пенсионеров и технический персонал. Последний отправляется на биржу, где людям предлагают организовать кооператив с выплатой положенных 58 800 рублей на каждого члена кооператива. Иных предложений в селе не много.

Но вот парадокс. Если основная масса педагогов будет трудоустроена, как же мы выдержим заветный стандарт 1 к 15?  

Справедливости ради надо сказать, что число чиновников с момента распада СССР выросло куда как больше, чем число педагогов. Может, пора и здесь навести порядок?

Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное