Лечение иллюзиями: в лаборатории ПГУ проводят необычный эксперимент

Рассказываем о том, почему виртуальная реальность может как лечить, так и калечить психику

Лечение иллюзиями: в лаборатории ПГУ проводят необычный эксперимент

Две стороны медали

С каждым годом наше сознание все больше уходит из реального мира в виртуальный. Мы едем в офис, уткнувшись в экран смартфона, учимся и работаем, глядя на мониторы, а в свободное время знакомимся с людьми и общаемся с ними с помощью гаджетов. Ни нас, ни наших детей виртуальная реальность не отпустит, ведь цвета в ней ярче, звуки громче и жизнь кажется насыщеннее. 

IT-сфера развивается, в нее вкладывается все больше средств. В 2020 году российский рынок технологий дополненной реальности стоил 12,6 миллиарда долларов и рос на порядок быстрее, чем реальный сектор экономики. 

Кто-то набивает карманы, но медики замечают, что люди, которые слишком много времени проводят в виртуальной жизни, испытывают проблемы со здоровьем: головные боли, неврозы, падение зрения и т. д.

Но ведь современные технологии можно и нужно направить и на решение проблем со здоровьем! 

В ПГУ изучением воздействия виртуального мира на организм человека занимается доктор технических наук Александр Тычков. Он создал команду молодых ученых. В группу вошли два кандидата наук, аспирант и четыре студента. Они разработали проект «Нейрокогнитивные и виртуальные технологии», который в 2020 году получил грант в 600 тысяч рублей. Полученные в ходе исследований сведения опубликованы летом этого года в научном журнале «Scopus».  

Тихо! Идет эксперимент!

Александр Юрьевич показал нам лабораторию, в которой рождался проект. Дверь в нее, как в фильмах про секретных агентов, открылась только после сканирования отпечатков пальцев.

В центре комнаты мы увидели девушку в красном платье и в шлеме виртуальной реальности, всю опутанную проводами и окруженную приборами. Светлана Крупенко — одна из группы добровольцев, согласившихся участвовать в эксперименте по изу­чению воздействия виртуальной реальности на психику человека. 

Светлана стояла на подвижной платформе, каждое ее движение отслеживали приборы. На больших мониторах мы увидели мир, в который она погрузилась. Девушка шла по городу с футуристической архитектурой, и ее внимание привлекла высокая башня. Светлана подошла к ней и зашла в лифт.


Личная «матрица»

Александр Юрьевич наблюдал за показателями электрической активности мозга и сердца девушки, попутно рассказывая нам о целях эксперимента:

— Обычно виртуальная среда в играх и приложениях одинакова для каждого пользователя. А мы создаем инструменты для адаптации конкретного человека в цифровой реальности. Наши программисты и инженеры разработали платформу, которая учитывает рост, вес, скорость реакции и многое другое, например уровень тревожности каждого игрока. Вот этот лифт, в котором сейчас Светлана, может выглядеть по-разному для высокого и низкорослого. Проходя в дверной проем, высокий вынужден будет наклоняться. Для чего это нужно? Ведь тело помнит свой прошлый опыт, и в мозгу может возникнуть несоответствие — сенсорный конфликт. Человек при этом может ощущать тревогу или даже тошноту.

Тем временем Светлана уже поднялась на самую вершину небоскреба и пыталась пройти по узкой доске. Она так поверила в иллюзию, что движения ее на платформе стали неуверенными: она неловко балансировала руками и вдруг, оступившись, взвизгнула и повисла на страховочном поясе. 

Александр Юрьевич поймал ее под локоть. Но Света уже во власти эмоций. Ей кажется, она летит с высоты на землю. Датчики зашкаливают. Тычков быстрым движением выключает программу и снимает с участницы эксперимента шлем. 

Таких не берут в космонавты

— Я уже много лет страдаю от акрофобии — навязчивого страха высоты, — рассказывает Света. — Согласилась участвовать в эксперименте, чтобы получить электроэнцефалограмму, сделанную во время приступа паники на высоте. С этим исследованием невролог подберет мне самое подходящее лекарство. Это уже мое четвертое «падение в бездну» в условиях лаборатории. Поначалу ужас был просто невыносимый. Я пыталась успокаивать себя, внушать, что все происходящее — иллюзия. Но ощущения уж очень реальные! Хотя, надо сказать, каждое последующее испытание переносится немного легче. Может, после десятого совсем исцелюсь?

Александр Юрьевич отмечает:

— Виртуальная реальность может как лечить, так и калечить психику. Имитируя стрессовую ситуацию, мы снижаем остроту проявлений разных неврозов и фобий. Попутно накапливается база типичных неврологических реакций. На основе этих шаблонов мы разрабатываем автоматическую систему для оценки тревожных, фобических расстройств в среде виртуальной реальности. Кроме того, разработанный нами программно-аппаратный комплекс способен точно оценить профпригодность желающих стать летчиками, космонавтами или подводниками. Чтобы кандидат не пытался обмануть врача или самого себя.

Новые возможности

Авторская разработка ученых ПГУ открывает новые возможности и для восстановления координации движений и равновесия у пациентов с черепно-мозговыми травмами и инсультами. 

Погружение в новое неизведанное цифровое пространство повышает активность нейронов, качество и скорость мыслительных реакций. К тому же, ощутив возможность свободно двигаться, пусть даже и в вымышленном мире, человек испытывает заметный прилив сил, у него повышается мотивация к восстановлению двигательных функций. 

Досье «ПП»
Александр Юрьевич Тычков, доктор технических наук, 34 года. Автор более 250 научных публикаций, в том числе двух монографий, шести учебных пособий, более 30 патентов и свидетельств на изобретения.

Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER