Еще без репетитора? Тогда мы идем к вам!

Еще без репетитора? Тогда мы идем к вам!

Большая часть выпускников школ готовится к экзаменам дополнительно. За деньги родителей

Репетиторство — явление неоднозначное. С одной стороны, дополнительные занятия с педагогом позволяют школьнику лучше подготовиться к экзаменам, систематизировать материал. Но по какой причине детям требуется дополнительная подготовка? Может, они не получают нужных знаний на уроках?

С чего все начиналось

Репетиторство существовало и в дореволюционной России. Тогда репетиторами называли учителей, которые контролировали выполнение домашнего задания учениками.

Функции современного репетитора изменились, но суть осталась прежней: его главная задача — скорее побудить ребенка усваивать знания, отрабатывать их, нежели предоставлять новые.
По словам учителя пензенской школы № 59 Натальи Филатовой, старшеклассникам, которым в этом году предстоит сдавать ЕГЭ, репетиторы помогают направить усилия в нужное русло: «Если школьник ответственный, волевой, то он и сам может изучить материал. Но чаще ребенка нужно подстегивать, потому что без контроля он ленится».

Родители обращались за помощью к репетиторам и в советские времена, особенно если целью абитуриента становились крупные столичные вузы. По воспоминаниям педагогов, час занятий в конце 80-х — начале 90-х стоил около 10 рублей при зарплате в 180–200 рублей. То есть около 5 процентов от заработка. Но это явление не было массовым. Не поступившие были востребованы на заводах, в техникумах, где они осваивали рабочие профессии. Сейчас престиж высшего образования вырос, и ставки репетиторов ощутимо увеличились.

ЕГЭ подталкивает раскошеливаться

Если раньше посещение репетитора воспринималось как нечто необязательное (может быть, а может и не быть), то сейчас подготовка к ЕГЭ без вспомогательных занятий практически не мыслится ни учениками, ни родителями, ни даже учителями. Опрос классных руководителей выпускников из нескольких школ Пензы показал, что исключительно на собственные силы при подготовке к экзаменам рассчитывают единицы одиннадцатиклассников. Кто-то из учителей аккуратно называл цифру в 50 процентов, но многие признавались, что дополнительно занимается большая часть класса.

Среди причин процветания рынка репетиторских услуг педагоги выделяют две основные. Первая: объем знаний, который согласно программе надо впихнуть в детские головы, увеличился, а количество часов на его освоение осталось прежним или даже уменьшилось! Вторая: распространено мнение, что репетиторство – прямой путь к успешной сдаче ЕГЭ. Во всяком случае, совесть родителей будет чиста: они сделали все возможное. Шансы, конечно, повышаются, но...

— Мне не нравится, когда меня спрашивают, гарантирую ли я поступление ребенка в вуз! — возмущается репетитор со стажем Марина. — В подготовке к экзамену задействован не только педагог, но и ученик, причем больше зависит как раз от последнего. Репетитор не волшебник: в одиночку, если школьник пассивен и не выражает никакой заинтересованности, исправить ситуацию невозможно.

Поиск — дело ответственное

В основном родители находят детям репетиторов через знакомых. Ведь работают педагоги неофициально, чтобы уйти от налога на дополнительный доход. На «легальной» работе сеют разумное, доброе, вечное. А во второй половине дня банально зарабатывают деньги. Поэтому давать объявления об услугах в газетах и Интернете многие побаиваются.

Подрабатывают дополнительными занятиями как опытные педагоги, так и студенты. Причем последние порой могут подтянуть отстающего школьника по тому или иному предмету ничуть не хуже, чем учителя со стажем. Просто потому, что в силу возраста быстро находят общий язык со своими подопечными.

Однако, если речь идет именно о ЕГЭ, лучше, чтобы это был учитель, который хорошо понимает систему образования и ее требования.

Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев:

— Все начинается со школы. Ребенок уже в детстве видит, что все решают деньги. Он видит, что в школе процветает репетиторство: родители платят деньги учителям, чтобы те занимались с ним дополнительно. Потом он поступает в институт — там берут взятки за зачеты и экзамены. Что сделает этот ребенок, когда вырастет и устроится на работу? Начнет «отрабатывать» эти деньги, поступая так же.

МНЕНИЯ

Лариса Перепелкина, кандидат педагогических наук, доцент:
— Главное, что должно быть у хорошего репетитора, — знание и понимание школьной программы, он должен ощущать себя в ней как рыба в воде, понимать систему в целом. Для подготовки к ГИА и ЕГЭ лучше все-таки пользоваться услугами опытных педагогов.

Татьяна Стрыгина, кандидат педагогических наук, доцент:
— Важно, чтобы занятия с репетитором не превращалась в натаскивание по определенным типам заданий. На мой взгляд, его помощь необходима в получении дополнительных знаний, углубленной подготовки по предмету. Стандартную учебную программу при желании можно хорошо освоить в рамках школьных занятий.

Елена Тишкина, мама семиклассника:
— Нет ничего плохого в том, что ребенок занимается с репетитором. Через год-другой мы тоже прибегнем к его услугам, подтянем русский и математику к экзаменам. Но учителя должны уделять внимание каждому ученику, а не только отличникам и хорошистам. Не у всех есть деньги на репетиторов.

Автор: Лера ИВКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER