Звезда «Сексизма» представил в Пензе спектакль «Счастье мое»

Звезда «Сексизма» представил в Пензе спектакль «Счастье мое»

Поклонники пензенского «Провокатора» уже привыкли, что театр предоставляет свое пространство коллегам из других городов. 10 ноября 2019 года зрители попробовали на вкус спектакль «Счастье мое» саратовского Театра в Кубе. Это дебютный спектакль Дмитрия Изместьева, знакомого пензенцам по спектаклям ««лЮбля» и «Сексизм». Режиссер и актер поставил его, учась в  ГИТИСе, а позже перенес на саратовскую землю. 

Трагикомедия

Здесь сразу угадывается рука Изместьева-режиссера. В каждом своем спектакле он мастерски создает узнаваемые образы.  Дмитрий рассказывал, как один его знакомый, главврач психиатрической больницы, посмотрев спектакль, сказал: «Хочешь, я расскажу тебе, кто здесь кто? Вот это – моя старшая сестра, вот это – моя теща…» И хотя в спектакле показано совсем другое время, но он эти типажи узнал. Наверное, можно сказать, что Изместьев в своем творчестве близок имажинистам  (не знаю, существует ли такое направление в театральном искусстве,  а в поэзии, как известно, это достаточно пензенская тема), для которых  цель творчества состояла, прежде всего, в создании образа.

В фундамент спектакля  положена  пьеса «Осенняя скука» Николая Некрасова, которого мы хорошо помним еще со школьных пор по стихотворению «Кому на Руси жить хорошо». На билете написано, что это — «иной» Некрасов. На самом деле, это — тот же «самый крестьянский» поэт России, который одним из первых заговорил о трагедии крепостничества. Но «иным» его сделала  именно постановка Изместьева.

В оригинале «Осенняя скука» — это довольно жесткая критика  нравов, бытовавших в среде провинциальных помещиков. А у Изместьева из трагедии получилась трагикомедия. Зритель испытывает настоящую боль, примеряя  на себя скуку, порожденную невольной изоляцией главного героя, когда «до ближайшего города сорок километров, а до ближайшего соседа — семнадцать». Но одновременно зрителю становится до слез смешно, когда он наблюдает за перепалкой барина с челядью – с дворецким, экономкой, французом-поваром, скотницей.  Вся бестолковщина, что происходит в помещичьем доме, вся ругань барина и его несправедливые придирки к окружающим  берут свое начало именно в атмосфере беспробудной скуки, царящей здесь. 


Все получится!

Постановка получилась очень сегодняшняя, потому что осенняя скука и по сей день остается большой проблемой для сельской жизни. После того, как полевые работы окончены, и урожай убран, в селе до весны перестает что-то происходить. 

Изместьев рассказывал, что когда он поставил пьесу, мастер, который вел его курс в ГИТИСе, сказал: «Дима, ты сейчас телефонную книгу поставил». Театральному человеку понятно, что тот имел в виду: пьеса бесконфликтна. В каждой истории должно быть развитие, а  здесь его нет. Каким человек пришел на сцену, таким же он и ушел — внутри он нигде не поменялся. Но оригинальность драматургического замысла пьесы как раз и состоит в том, что отсутствие событий и мучительное бездействие персонажей создает очень яркий образ сельской скуки.

Помещик Ласуков постоянно спрашивает своего дворецкого о том, который час. Тот отвечает невпопад, невнятно, безразлично, что вызывает смех в зале. Но в ходе пьесы вдруг понимаешь, что застывшее время – это символ не только прошлого, но и последующих времен.   
Но человеку всегда хочется чего-то необыкновенного, чудесного, того, чего еще не было. Он всегда стремится туда, где жизнь бурлит, где есть какое-то действие — в большие города. Поэтому хандра — одна из главных причин, почему молодежь уезжает из села.  

Но недаром постановка Изместьева называется не «Осенняя скука», как у Некрасова, а «Счастье мое». Каждый человек способен самостоятельно достичь качественной жизни. У Изместьева это получилось, и успех ему принес именно спектакль по мотивам некрасовской пьесы. Постановка сделала Дмитрия известным, дала работу, привела, наконец, в Пензу. Измененное название пьесы указывает на то, что человек сам должен выйти из анабиоза чувств и самостоятельно добиваться своего счастья. И если он серьезно настроен на перемены в жизни, то все у него получится.  


Афиша

Кстати, о моноспектакле «Секзим», название которого мы вынесли в заголовок. Дмитрий Изместьев вновь устроит «провокационный вечер стихий» в субботу, 23 ноября. Как всегда, зрителей ждет эпатаж, смех и вызов. 

Что прозвучит на вечере со сцены? Строки о любви, написанные самым модным современным российским поэтом Солой Моновой. Вся ее поэзия соткана из лирики, сарказма и раздумий над сложными взаимоотношениями между мужчиной и женщиной. За живой звук отвечает фронтмен группы «Каверулли» Илья Антонов.

А в субботу, 30 ноября в «Провокаторе» покажут спектакль-эксперимент «Свидание с Бродским». Режиссер — Альфия Чатаева.

Начало обеих постановок в 19.00 (18+). Цена билета — 600 рублей. Количество мест ограничено. Справки по тел. +7 (965) 634-89-98. 

Подробнее в официальной группе театра в ВК.

Адрес театра «Провокатор» в Пензе: ул. ул. Гладкова, 10А, корп. 3, (этаж 2).

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке