Задорнов умел быть волшебником. Воспоминания пензенской журналистки

Задорнов умел быть волшебником. Воспоминания пензенской журналистки

Ушел из жизни Михаил Задорнов. Российские деятели культуры сошлись во мнении:  мы потеряли блестящего писателя-сатирика и великолепного артиста, честного, непреклонного  в своих взглядах человека.

Для нас, пензенцев, это двойная утрата. Дело в том, что семья Задорновых  имеет пензенские корни. Деды, прадеды и отец Михаила  родом из села Терновка, ставшего сегодня частью города.

Случай из жизни

Каждый год  подопечные Санкт-Петербургского детского хосписа  составляют список подарков, которые хотели бы получить от Деда Мороза. Обычно это игрушки, электроника. А кто-то из детей пожелал билет на концерт Михаила Задорнова. 

Этот список размещался в интернете, и попал на глаза Михаилу Задорнову. Он позвонил в хоспис, пригласил воспитателей и детей на свой концерт и поинтересовался, сколько еще осталось невыполненных желаний.

В канун Нового года в хоспис приехала красная машина, на которой помощница Задорнова привезла все, о чем мечтали дети. Это было в 2008 году. После этого каждый декабрь сатирик узнавал о том, что значится в новогоднем  списке и выполнял желания ребят. 

Поездка в Ригу

Мне посчастливилось познакомиться и впоследствии дружить с семьей Задорновых. Случилось это в 1984 году. Тогда  редактором  «Пензенской правды» был Вениамин Иванович  Лысов — человек, которого интересовало все, что связано со знаменитыми уроженцами нашей области. По его заданию журналисты ездили по всей стране.

Вот и меня  командировали в Ригу, где жил писатель, историк, лауреат Государственной  премии  Николай  Павлович Задорнов. Приближалось  его 75-летие, и мне было поручено взять у него интервью.
 
Скажу сразу: наше общение растянулось на годы и переросло в дружбу. После той встречи  мы переписывались и перезванивались. 

А тогда с помощью Задорнова-старшего я поселилась в Доме творчества писателей в Дубулты, там мы встречались, часами гуляли по пустынному (была середина осени) пляжу.  Я уставала, а ему — хоть бы что! Он поражал меня своей энергией, юмором и жизнелюбием. 


История любви 

В молодости Николай Задорнов служил  актером, и эти навыки остались: он не рассказывал, а в лицах изображал все, о чем шла речь. 

Романы Николая Павловича посвящены Уралу,  освоению Дальнего Востока, русско-японским и русско-китайским отношениям. Он сам долго жил там до переезда в Латвию, любил те края. 

На Урале  создалась семья Задорновых. В Башкирии молодой журналист познакомился со своей будущей женой — красавицей Еленой. Она была корректором и раскритиковала его очерк. А ему это… понравилось. 

Так начался их роман. Елена была замужем, и у нее рос сын Лоллий. Вскоре она развелась, чтобы соединиться с любимым.
  
Жили бедно. Николай  писал роман, а жена верила, что книга будет издана. Но нужно было платить машинистке, которая печатала с рукописных страниц, а денег не было. И тогда Елена продала свое единственное нарядное платье. 


В гостях у Задорновых

В Риге я познакомилась с женской половиной семьи Задорнова —   женой Еленой Мельхиоровной и дочерью Людмилой. 
В доме на улице Кирова Задорновы  жили на первом этаже, окна выходили на парк. И были они от пола до потолка. Перед таким окном в кабинете писателя стоял рабочий стол. Создавалось полное ощущение распахнутого перед взором мира. Когда я сказала об этом Николаю Павловичу, он подтвердил. И добавил: «Заметьте, переменчивого мира. Осенью, зимой, летом, весной это совсем разный мир»…
 
Квартира  мне казалась огромной, я даже умудрилась заблудиться в ней.  Хозяева посмеялись: «Миша в детстве здесь на велосипеде гонял»…

Забегая вперед, скажу, что после  распада СССР в Латвии произошел передел собственности. И объявился собственник квартиры — в Америке. Задорновым пришлось выехать из нее.


О детстве и детях

С Михаилом Задорновым я познакомилась позже в Пензе.

Николай Павлович всегда много внимания уделял детям. Михаил  рассказал, что отец читал им перед сном не «Репку», а «Фрегат Паллада»  Гончарова, «Дерсу Узала» Арсеньева, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.  Это во многом сформировало его  литературные вкусы, интерес к слову.

Став известным писателем,  Михаил  подарил  пензенским библиотекам  «правильные книги» — классику. Он считал, что детей надо воспитывать на хорошей литературе.  

В своих концертах в последние годы он много рассказывал об этимологии  русских слов.  Для пензенских школьников устраивал конкурсы сочинений,  а победителей награждал поездкой в Москву. Такое вот увлекательное просветительство! И оно было для него делом естественным — он сам вырос в такой среде.


Курс на творчество

Людмила, его старшая сестра, рассказывала, что в детстве Миша был очень дотошным. Однажды он услышал песню: «Мы с железным конем все поля обойдем, соберем и посеем, и вспашем…». И на полном серьезе спросил: «А почему сначала соберем,  потом уже посеем, а потом уже вспашем?»  

Когда Михаил учился в авиационном институте,  отец уже отмечал его наблюдательность и дотошность вкупе с развитой фантазией. Он понимал, что у Михаила такой склад ума, который приведет его к  творчеству.

— Миша видел события не так, как другие. Как-то Елена за обедом  рассказала, что однажды в поезде, в котором ехали ее знакомые, были два вагона с одним номером.  Михаил живо предположил, чем эта ошибка могла обернуться для пассажиров. И появилась юмореска  «Девятый вагон». Сейчас-то она всем известна. А уж как мы хохотали, когда он читал ее нам и тем знакомым, который чуть было в этот вагон не угодили!»

Отец и сын

Мы встречались с Михаилом Николаевичем и Людмилой Николаевной Задорновыми  и после смерти их отца. Они рассказывали мне о последних днях Николая Павловича, о его отношении к тому, что случилось с Советским Союзом. Михаил признался, что когда-то спорил с отцом, но жизнь показала, что Задорнов-старший был прав в своих суждениях. 

— Я корю себя за то, что мало был с отцом, став взрослым, что не всегда прислушивался к его слова. Только после его ухода понял, насколько мудрым он был, — с грустью сказал тогда Михаил. 

Сейчас они вместе — отец и сын, династия писателей. Михаила похоронили рядом с отцом…


Чтобы помнили

В СМИ появились сообщения, что именем Михаила Задорнова хотят назвать улицу в Москве (в столице он прожил несколько десятилетий). Безусловно,  эта семья,  корни  которой   в наших краях, заслуживает, чтобы память о ней хранилась и в Пензе. А вот с этим пока не сложилась. 

Дважды Михаил Задорнов на свои деньги отливал и устанавливал мемориальную доску на стене пензенского  дома, где жили его предки. И дважды ее срывали.  Третью установить  уже не сможет.   Значит, надо нам, живущим в Пензе, подумать о том, как увековечить память двух писателей — отца и сына.  Хочется надеяться, что будет в нашем городе улица Задорновых.

Автор: Людмила ХАРЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER