В Пензе московский историк кино не стал критиковать современные фильмы

В Пензе московский историк кино не стал критиковать современные фильмы

У Николая Изволова нет ощущения, что процесс идет вниз

В рамках VIII кинофестиваля «Мужская роль» в художественном училище им. Савицкого прошел вечер, посвященный творчеству Ивана Мозжухина, на котором была показана премьера документалки «Братья Мозжухины». Гостем вечера стал историк кино, кандидат искусствоведения, завотделом истории и теории кино в НИИ киноискусства Николай Изволов. Николай Анатольевич рассказал о прошлом и настоящем российского кинематографа. Ответил он и на вопросы журналистов.

— Сегодня сложно увидеть фильмы, снятые на заре кинематографа. Они исчезают. Нельзя их как-то восстановить?
— Реставрация — это как перелицовка старой одежды. Сегодня большинство старых фильмов реставрировать невозможно, они гибнут безвозвратно, причем со страшной скоростью. 80% уже не вернуть.  От немого кино осталось 20%. Причем эта цифра характерна для всех стран — России, Франции, Америки.

Раньше никто не думал о сохранности фильмов, не было архивов. Частные компании пускали фильмы в прокат, а после него изношенные копии отправляли на утилизацию, либо из них делали целлулоидные игрушки. Негативы же гибли от неправильного хранения.

Многие фильмы, описанные в истории кино, мы никогда не увидим и не оценим. Так что мы не имеем полного представления о том, как развивался кинематограф.

Поскольку я историк кино и много времени провожу в архивах, то занимаюсь реконструкцией — это не одно и то же с реставрацией. Когда фильм погиб, по обрезкам пленок, сохранившихся кадров, титров, режиссерских эскизов можно создать нечто, что возможно продемонстрировать студентам. С помощью компьютерных технологий можно сделать слайд-шоу для показа. Мой первый опыт реконструкции, кстати, связан с фильмами Александра Ивановича Медведкина — одного из самых знаменитых на Западе русских режиссеров, уроженца Пензы. Он входил в тройку гениев вместе с Сергеем Эйзенштейном и Дзигой Вертовым.

Его ранние фильмы тоже погибли, но он был очень аккуратным человеком и при съемках зарисовал весь сценарий покадрово с соответствующими комментариями. Поэтому реконструировать фильмы было довольно просто. Хотя, скорее их можно назвать эскизами, чем полноценными фильмами. Я делал их для студентов, а оказалось, что они интересны многим любителям кино, простым зрителям и я показывал их на разных фестивалях.

— На ваш взгляд, какие мужские роли немого кино оказали наиболее сильное влияние на его развитие?
— У нас было замечательное кино. Кроме Ивана Мозжухина, можно назвать немало других прекрасных актеров. Слава кинематографическая, как правило, приходила к актерам, имевшим театральный опыт. Мозжухин был из их числа, и он откликнулся на предложение сниматься одним из первых. Многие, кстати, тогда относились к кино, как балагану, халтуре, к чему-то низкопробному, неприличному.  Никто даже не предполагал, какая слава потом обрушится на кинематографистов.

Актерам серьезных театров запрещали сниматься в кино. Но многих это увлекало. К примеру, прима-балерина Большого театра Вера Каралли снималась в кино, несмотря за запрет, считая, что она нужна театру больше, чем он ей. И с этим мирились. Федор Шаляпин снимался в фильме «Псковитянка», актеры МХАТа, пришли режиссеры Всеволод Мейерхольд. Евгений Вахтангов. Драматурги стали писать для кино. Постепенно в России вокруг кинематографа сложилась мощная культурная среда.

В Америке кино развивалось по-другому. Там не было культурной среды, как у нас. Комиксы, беллетристика, мюзиклы сформировали особый американский стиль. В Европе сложился свой кинематограф. Поэтому русское кино не похоже на французское и американское. И это здорово.

— Каков на ваш взгляд уровень современных картин?
— Уровень может повышаться и понижаться, как морской прилив. Нынешнее состояние кино можно оценить только в будущем. Все, что видят современники — это обычно не критерий, это набор случайных ощущений. Не думаю, что современное кино лучше или хуже предыдущего. Оно просто другое. Меняются общество, люди, технологии, меняется и кино.

У меня нет ощущения, что процесс идет вниз. Считалось, что 90-е годы стали провальными для нашего кинематографа, а сейчас оказывается, что все было не так уж и плохо. Так что оценивать состояние сегодняшнего кино будем со временем.

 

Читайте также:

Сюжет короткометражки «Учитель» режиссер придумал в Пензе

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное