Спиваковский и Добровольская устроили пензенцам игру на нервах

Спиваковский и Добровольская устроили пензенцам игру на нервах

В пятницу, 22 ноября 2019 года, в областной филармонии пензенские зрители смогли оценить спектакль «Мизери» от Современного театра антрепризы по мотивам одноименного произведения американского писателя, признанного короля «хоррора» Стивена Кинга.

Шли не на спектакль, а на актеров

Зрительный зал в филармонии был полон на 4\5. Удивительно, что на спектакль пришло довольно много пожилых людей. Известный факт, что среднестатистический возраст заядлых театралов 45+, но произведения Кинга довольно специфичны и, вероятно, рассчитаны на людей с крепкими нервами, любителей ужастиков. Но в данном случае люди шли не на спектакль, а на актеров (и некоторым это вышло боком) — Даниила Спиваковского и Евгению Добровольскую. Ну и цены сыграли свою роль — билеты стоили от 1000 до 3500 рублей, что для столичной постановки вполне адекватно.

мизери3.jpg

За гранью психологизма

И вот спектакль начался… На афишах он был заявлен как «виртуозный психологический триллер», и психологизма, действительно, было достаточно. Напомним сюжет: известный писатель Пол Шелдон из-за сильного снегопада попадает в аварию где-то в горах. Его находит и спасает от неминуемой смерти женщина по имени Энни Уилкс, большая поклонница его романов. Она не желает расставаться с любимым автором и, пользуясь его беспомощностью, требует, чтобы он написал новую книгу только для нее. И от того, как писатель справится с этой задачей, зависит его жизнь.

На театральной сцене роман Стивена Кинга выглядел не как противостояние, а как потасовка писателя и его надсмотрщицы. Игра актеров была на высоте, оба профессионалы с большой буквы. Но то ли формат спектакля подкачал, то ли было много диалогов и мало действия, но постановка получилась чересчур статичной и тяжелой.

Одна из любимых тем в произведениях Кинга — как меняется обычный человек, когда у него появляется власть над кем-то. Добровольская прекрасно это изобразила: из простушки со странностями она превращается в настоящую ведьму, чудовище. Сцены, где она бьет Пола по больным ногам или заставляет пить воду, которой мыла полы, — сильные, но сложные. Зрители в эти моменты возмущенно шептались. Сосед по креслу начинал злиться и скрипеть зубами (мужская солидарность или человеческое сострадание?..).

Сцены бытовой жестокости были настолько реалистичны, что в ряде эпизодов Добровольскую хотелось просто убить...
Плюс антураж. Он был на высоте — все направлено на создание подавленного настроения: темные рваные декорации, слабое освещение, замкнутость сценической площадки.

Много находок — например, сцена в виде спортивного комментария, когда писатель пытается добраться до обезболивающих лекарств.

Все это создавало и с каждой минутой усиливало гнетущее настроение, ощущение безысходности, и по окончании я как-то неприлично обрадовалась, что наконец-то все позади. Иными словами, психологизма в спектакле было много, но со знаком «минус».

мизери2.jpg

«Аж давление поднялось!»

В антракте выяснилось, что мнения насчет спектакля разделились. Кто-то утверждал, что он гениальный, кто-то твердил, что это ерунда без сюжета и смысла, пропагандирующая домашнее насилие. Часть зрителей после первого акта ушла.

— Нервы не выдерживают, аж давление поднялось. Актеры молодцы, но сюжет ужасный, — призналась одна из пожилых зрительниц, одеваясь.

Учитывая, что во второй части писатель долго и мучительно убивал Энни, она правильно сделала…

Встретила знакомую. Она тоже сбегала после первого акта.

— Спектакль хороший, — поделилась она, — но в пятницу вечером, после сложной недели, хочется чего-то простого и позитивного. В другой день досмотрела бы до конца, а так — не хочу.

В то же время многие пензенцы восхищались спектаклем, несколько человек отметили, что захотели познакомиться с творчеством Кинга, посмотреть снятые по его произведениям фильмы и прочитать либо перечитать «Мизери».

Что же касается автора этих строк, то сложились такие выводы: Добровольская и Спиваковский — замечательные актеры, Стивен Кинг хорош, но иногда специфичен, а спектакли надо выбирать, учитывая свое состояние в тот или иной момент. Хотя тут трудно что-то предугадать.

Автор: Елена СЕРГИЕНКО

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное