Сазанье Пензенской области: как возрождали святыню

Отсчет новой истории Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни начался с 2005 года

сазанские пещеры

Проект «Таинственное Сазанье», разработанный в администрации Сердобского района, стал победителем областного конкурса «Дивный Сурский край». Идея его создания принадлежит Анне Моисеевой. Она родилась и выросла на Урале. Вышла замуж за военного — выпускника Пензенского артиллерийского инженерного института, попавшего в Екатеринбург по распределению. Полтора года назад мужа назначили командиром части «Сазанье», что рядом с монастырем.

Анна стала работать в администрации района, где ей поручили развивать сферу туризма. Изучить историю района помогли и местные жители, и, что удивительно, старые друзья: они увидели фотографии Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни на страницах Анны в соцсетях и рассказали, что уже бывали там раньше. 


Намоленное место

Первые упоминания о пещерах относятся к XVIII веку. Документальная же история начинается с конца XIX века и связана с именами двух старцев. Сила Жулин устроил подземный храм, собственноручно вырыв пещеры, и принял монашеский постриг. До конца дней он вел затворническую жизнь в келье, которая сохранилась до сих пор. 

Андрей жил в наземной части монастыря и прославился тем, что лечил больных молитвами. Фотографии основателей можно увидеть в музее рядом с фото Григория Распутина, который приезжал в Сазанье с епископом Гермогеном, благословившим старцев на облагораживание пустыни. 

В середине 1920-х годов монастырь стерли с лица земли. Старец Андрей задолго до рождения преемника предрек своему детищу вторую жизнь, причем говорил так: «Придет мой тезка и восстановит святыню». Так и вышло.


Разбудил колокольный звон

Отсчет новой истории пустыни начинается с 2005 года. В это время командир части «Сазанье» Николай Гончаров во сне стал слышать колокольный звон. Военный всерьез задумался о своем психическом здоровье. Но сослуживец Сергей Васин, с которым он поделился тревогой, рассказал, что рядом с частью когда-то был монастырь.
 
Судьба и свела Николая с отцом Андреем (Афанасьевым), служившим в то время в соборе Архангела Михаила в райцентре. Священник тоже интересовался историей места. Весной 2005-го он приехал туда со старожилами в надежде найти вход в пещерный монастырь. Произвольно воткнул две перекрещенные палки, скрученные колючей проволокой, в землю. Здесь спустя несколько месяцев при поддержке Николая Гончарова начал раскопки. С привлечением сил части из оврага вывезли почти 50 КамАЗов мусора и откопали-таки вход в подземный храм. Импровизированный крест, с установки которого начались работы, сегодня хранится в музее. 



Спустя 16 лет это место изменилось до неузнаваемости. По инициативе игумена Андрея были построены наземный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь, колокольня с 11 колоколами и электромеханическим звонарем, оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери. И, конечно, расчищены пещеры, в которых освящен Никольский храм. 

Игумен привез валуны, украшающие территорию монастыря, заложил сад, яблоки из которого на зиму заготавливают послушники. 

Впечатляет и монастырский музей. Отец Андрей собрал уникальную экспозицию, в которой не только артефакты, подарки и подношения, но и предметы, изготовленные его собственными руками, к примеру раскрашенное пасхальное страусиное яйцо. 

В 2014-м настоятель заложил первый камень в основание нового храма в честь невинно убиенных царем Иродом вифлеемских младенцев, строительство которого продолжается и сегодня.

Отца Андрея не стало в 2016 году. 


Записки паломника

Вместе с Анной Моисеевой мы прошли по разработанному ею туристическому маршруту. Нам повезло: в это время в пещерном храме проводил службу новый настоятель иеромонах Михей. Его пригласил сюда отец Андрей незадолго до своей кончины. До переезда в Сазанье Михей много лет жил в Троице-Сергиевой лавре. 

Чтобы попасть в подземный храм, мы спустились по крутой винтовой лестнице, а затем по узкому выбеленному коридору пробрались к алтарю, разделяющему два помещения, каждое площадью около 10–15 квадратных метров. В одном из них в пелене от дыма кадила и теплого дыхания прихожан слышится голос настоятеля, читающего молитву. Вторая комната — усыпальница. 



А вот и келья монахов-отшельников. В земле на уровне пояса вырыто углубление буквально два метра в длину и метр в ширину. Для полного отрешения от мира не нужно много пространства. А в глухой стене, отделяющей келью от прохода, — отверстие размером с человеческую голову. Через него старцам передавали еду.

Ходить по лабиринту под землей, где пространство и время преломляются, можно бесконечно. Но пора назад. 
Выбравшись на поверхность, спускаемся к источнику. В купальне слышится плеск воды — она не пустует. 

А вот и наземный храм. Лучи падают на золотой алтарь, а в другом конце небольшого зала в тени одна из самых известных в здешних местах икон — Симеона и Дарьи. Как и все здесь, она имеет удивительную историю. 

У супружеской пары, жившей в Пензе, шесть лет не было детей. Они купили на развале икону XIX века, долго молились, и чудо свершилось — у них родился сын Богдан. Икону родители подарили отцу Андрею. Теперь тут часто можно встретить семьи с долгожданными первенцами, родители которых возвращаются в Сазанье сказать спасибо. 

Необычно то, что на иконе изображены два не связанных друг с другом святых: ветхозаветный старец Симеон и мученица Дарья, жившая в первые века христианства. Дело в том, что раньше зажиточные люди заказывали иконописцам совместные лики святых, чьи имена носят родственники или супруги. Отсюда и появился особый тип — семейная икона. 


Очистить душу

Побывать в этом месте — значит очистить душу и прикоснуться к материальному воплощению синтеза человеческого труда и промысла Бога. 

Начатое многие годы назад дело живет. Прониклась им и Анна Моисеева. До нее время монастырю уделяла жена бывшего командира части Николая Гончарова, Ирина. Когда муж умер, она вернулась на малую родину и приезжает сюда нечасто, а свои обязанности по прославлению Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни передала Анне. И молодая женщина, проникнувшись историей этого места, старается приобщить как можно больше людей к православным ценностям.



Автор: Полина ИВАНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке