Почему объединение музыкального училища с колледжем искусств стало неудачной идеей

Басня Крылова «Лебедь, рак и щука» очень точно характеризует ситуацию, которая сложилась в этих двух пензенских учебных заведениях

Почему объединение музыкального училища с колледжем искусств стало неудачной идеей

В середине апреля врио губернатора Пензенской области Олег Мельниченко принял решение о воссоздании с 1 сентября 2021 года музыкального колледжа им. А.А. Архангельского. У людей непосвященных могут возникнуть вопросы: а разве колледжа не было? Почему, как долго? 

Чего не учли реформаторы

Он был, но в последние годы — в ином статусе. Дело в том, что в 2013 году музыкальное училище объединили с колледжем искусств. Процесс «сливания» ссузов шел тогда по всей России. Предполагалось, что реорганизация «даст сокращение административно- управленческого аппарата, централизацию средств на содержание единого учебного заведения». Так говорили чиновники. 

Но ожидаемого эффекта не получилось. Может быть, какая-то экономия средств и произошла, но это творческие учебные заведения, в которых не последнюю, а точнее, главную роль играет атмосфера.

Музыкальное учебное заведение существует почти 140 лет (!). Его история  началась 24 сентября 1882 года, когда при Пензенском отделении Русского музыкального общества были открыты классы для профессионального обучения пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов. И сегодня здесь идет подготовка студентов по восьми специальностям инструментальных, вокальных дисциплин и теории музыки.
 
Елена Селиверстова, начальник отделения музыкального образования, говорит с гордостью:
— Ни в одном городе России нет двух старейших учебных заведений искусства среднего звена, которые перешагнули бы 100-летие, как наше училище и художественное.

Корпус 1, корпус 2…

Понятно, что подобные учебные заведения — самобытные, со сложившейся атмосферой, традициями. Они как пирамида: тронь фундамент —  и все начнет деформироваться. И понятно, что музыкальный колледж и продуманно, и неосознанно пытался сохранить свою индивидуальность, вообще сохраниться!
     
Здесь учат и воспитывают интровертов — узких специалистов, сосредоточенных на служении музыкальному искусству. 

Колледж культуры и искусств гораздо моложе (скоро отметит 60-летие), разнообразнее по своей структуре, подвижнее. Готовит открытых миру экстравертов, призванных в первую очередь популяризировать культуру и искусство. К тому же он больше по количеству учащихся и занимаемому зданию.

Понятно, что именно там расположилась администрация — в корпусе 2. Да, после объединения музыкальное училище имени выдающегося хорового дирижера и композитора Александра Андреевича Архангельского стали называть «корпус 1», а культпросвет — «корпус 2». Удобно и кратко…

Каждое из учебных заведений жило в своем измерении. Ну, не могли общие финансы ничего тут сделать! Противоречия возникали постоянно. На концертах выяснилось, что выступления учащихся двух корпусов трудно совместимы: академическим музыкантам очень сложно выступать после эстрадных номеров. Даже рояль не так звучал! А если играл духовик (кларнетист, фаготист) — его вообще не было слышно.

На чем экономим?

Получилось так, что обитатели «корпуса 1» страдали больше. Диплом «колледжа искусств» ничего не значит для консерватории, куда стремятся поступать многие выпускники. А до этого были прослушивания на месте, квоты. Но самое неприятное: по утверждению педагогов, из-за навязанных новых стандартов, неприемлемых для музыкального учебного заведения, стало падать качество образования...
— Объединение было неудачной идеей, спущенной сверху. Соединили несоединимые вещи. Мы сразу были против, но нас никто не слушал, — высказывает мнение Вячеслав Денисов, преподаватель, заслуженный работник культуры РФ.
Кстати, поддержал пензенских музыкантов-педагогов ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич, написав письмо на имя губернатора Пензенской области. 

Восстановим свою жизнь

Восемь лет существовали… хотела написать слово «вместе», но подумала, что оно в данной ситуации неуместно. Не вместе, а врозь, но связанные общей администрацией. Противоречия становились все более явными. Сэкономить на убранной ставке, купить еще один инструмент или шторы на окна — возможно ли сопоставить это с качеством образования и судьбой выпускников? 

К счастью, через восемь лет аргументы представителей музыкального колледжа были услышаны. С сентября 2021 года учебные заведения вновь обретут независимость, музыкальному училищу вернут столь дорогое имя Александра Архангельского. 

— Мы снова обретаем лицо! — торжествует Елена Селиверстова и спешит рассказать о планах: — Восстановим свою уникальную жизнь. Возродим свой музей. Хочется сделать Рождественский фестиваль искусств. Дать серию концертов скрипичной, фортепианной музыки, организовать праздник фольклора и...

Планов много. Но главное — поднять планку образования на тот уровень, который в свое время принес добрую славу Пензенскому музыкальному училищу.


Берем курс на вуз!

В колледже культуры и искусств к «разъединению» относятся спокойнее, как воспринимали и объединение. Тем не менее и здесь готовятся залатать последствия «экономии средств». Надеются, что будет восстановлена старая структура колледжа и в коллективе вновь появятся необходимые завуч по воспитательной работе, заместитель по практике и методической деятельности… 

В проектах — создание на базе колледжа детской школы искусств. 1 сентября 2022 года, после открытия цирка, появится новая специальность — «цирковое искусство». Мечтают о преобразовании колледжа в высшее учебное заведение. 

Елена Пыкова, преподаватель, руководитель ансамбля «Миряне» (взрослого и студенческого), объясняет необходимость такого преобразования:

— Традиционно самые талантливые наши выпускники уезжают из Пензы в другие города, где есть вузы по их специальностям. Ребята хотят иметь высшее образование, и это прекрасно. Но еще прекраснее будет, если они станут получать его в своем родном городе и оставаться здесь работать.

Комментарий
Олег Ягов, врио заместителя председателя правительства Пензенской области:
— На мой взгляд, процесс оптимизации в сфере образования и культуры не всегда приводит к положительным результатам. Провозглашаются благие намерения: сокращение управленческого аппарата, бухгалтерии и так далее. Но на деле эта якобы экономия и оптимизация часто несут глубокие негативные последствия. 
У меня нет претензий к руководителям колледжей. Они старались и стараются делать то, что необходимо. Проблема в том, что это совершенно разновекторные учреждения культуры. Поэтому врио губернатора принял решение о том, что наше знаменитое музыкальное училище и молодой перспективный колледж искусств должны развиваться каждый по своему пути.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER