Пензяк Игорь Хайров стал современным папой Карло

Пензяк Игорь Хайров стал современным папой Карло

В его арсенале десятки кукол — планшетные, перчаточные, марионетки

Многим пензякам доводилось видеть летом на Фонтанной площади занимательную картину: высокий немолодой мужчина дает театрализованное представление, управляя тремя красочными куклами-марионетками: румяным клоуном Васильком и неразлучными Пьеро и Коломбиной.

Кукольника зовут Игорь Хайров. Своих актеров он мастерит сам. Его Пьеро — воплощение болгарского артиста Николая Томова. Кукла и «поет» его голосом, записанным на магнитофон. Коломбина в ярком карнавальном костюме, с большими прекрасными глазами похожа на актрису «Кукольного дома» Ольгу Шнитко, с которой Игорь очень дружен. Есть еще печальный скрипач — в этой кукле автор изобразил себя.

Когда под гармошку-концертино «артисты» исполняют популярную американскую песню «Блю канари» («Печальная канарейка»), задорно двигаясь в такт музыке, вокруг всегда собирается толпа зрителей.

— Выступая, я сродняюсь с куклами, наделяю их своей душой, своими переживаниями, — делится Игорь. — Для человека, который побывал за чертой жизни, куклы не просто игрушки — они мое продолжение. Мои «актеры» дают силы жить и радоваться окружающему миру.

Золотой ключик
Первый раз куклы увлекли Игоря, когда ему было семь лет. Увидев однажды в магазине набор из персонажей журнала «Мурзилка», он загорелся желанием их иметь. Но один экземпляр стоил рубль — в то время приличная сумма для мальчишки. Экономя на завтраках, он купил-таки Карандаша. Восторгу не было предела! Но обман вскоре открылся, Игорь получил от родителей нагоняй и о куклах забыл на долгие годы.

В 1989 году Хайров пришел в «Кукольный дом» (тогда же в Пензу приехал главный режиссер театра Владимир Бирюков) на должность звукорежиссера, проработал там несколько лет. Объездив с театром почти всю страну, побывав за рубежом, Игорь увидел немало прекрасных кукольных спектаклей. Подружился с кукольниками, которые делились секретами мастерства.

Об искусстве создания маленьких человечков вспомнил, когда жизнь раскололась на «до» и «после». Как-то на улице Игорю стало плохо, земля ушла из-под ног: подвело сердце. Следом — сложная операция, долгая реабилитация, инвалидность. С профессией пришлось распрощаться.

Поддерживали родные, но сидеть в четырех стенах после бурной гастрольной жизни стало настолько невыносимо, что Игорь начал мастерить куклу. Навыков не имел, но двигало огромное желание вернуться в волшебный мир, где когда-то жил и работал. Из куска полимерной глины слепил человечка, получилось здорово. «Чувство формы, наверное, перешло в наследство от родителей», — считает кукольник.

Благодаря Интернету начал осваивать разные формы и материалы. Хорошим подспорьем стала книга Вениамина Советова «Театральные куклы. Технология изготовления». Словом, Хайров «сел за парту», постигая ремесло. Своими учителями считает также постановщика театра кукол им. С. Образцова Андрея Денникова и кукольника, автора оригинальной программы «Цирк на нитях» Виктора Антонова.

Сегодня в арсенале Игоря десятки кукол — планшетные, перчаточные, марионетки. Они буквально подарили ему «золотой ключик», открыв дверь в новый мир.

Эффект хрусталя
Когда смотришь на куклы Хайрова, кажется, еще мгновенье — и они оживут, настолько выразительны. Как добивается он такого эффекта?

— Сначала делаю эскиз, после этого леплю, — делится Игорь. — На первом этапе получается что-то бесформенное. Приходится долго работать над образом, чтобы вышло то, что задумал. Помогает внутреннее чувство гармонии. Как ни банально звучит, мастерство приходит с опытом: чем больше работаешь, тем лучше результат.

Большинство кукол Игорь делает из папье-маше. Материал дешевый, лепится хорошо, а главное, ничего не стоит, что немаловажно. Отличное сырье… туалетная бумага. Вкупе с клеем ПВА она дает нужную прочность.

Марионеток вытачивает из дерева. Для того чтобы у куколки открывался рот, сгибались, как положено, ножки и ручки, необходим целый арсенал инструментов: кусачки, струбцины, пилочки разных размеров и прочие технические штучки. Главный же инструмент — дремель с несколькими насадками. Все тончайшие нюансы придания ножкам и ручкам нужной формы мастер делает с помощью миниатюрной фрезы.

Самое поразительное в куклах — глаза. Они светятся, в них пульсирует душа.

— Это самое сложное — «смонтировать» взгляд, благодаря которому кукла оживает, — говорит мастер. — Я делаю их из прозрачной как слеза французской смолы. Можно, конечно, нарисовать, будет дешевле, но смола придает глазам лучистость, они обретают эффект хрусталя. От них, в свою очередь, появляется выражение лица, рождается настроение.

Но технические детали — только одна сторона. Как бы хорошо ни была сделана кукла, без фантазии, воображения, таланта мастера она ничего не стоит. Именно он делает ее живой, интересной, придумывает для нее историю, заставляет виртуозно двигаться, исполнять разные трюки, вызывающие у публики разные эмоции.

Мир мечты
В настоящее время Игорь работает в воскресной школе при храме Воскресения Христова, учит детей делать кукол, поставил с ними спектакль «Приключения Буратино». Куклы — Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас, Сверчок, Хозяин харчевни и другие — настоящие очаровашки.

Его небольшой театр уже дает представления, один спектакль прошел на Пасху, еще один показали ребятам из Чаадаевского детского дома. Сейчас дети на каникулах, а Игорь готовит кукол для следующего спектакля. Хотел поставить «Цветик-семицветик» с ребятами из «Квартала Луи». Но для них тема оказалась слишком болезненной. Сейчас подбирает более веселый сюжет, начал работать над куклами для «Мухи-Цокотухи».

Не бросает Игорь идею уличного театра марионеток. Идеалом в этом плане для него является творчество петербургского кукольника Виктора Антонова (он, кстати, был гостем пензенского фестиваля театров кукол «Улитка»). Мечтает давать такие же яркие, радующие детей и взрослых представления.

— Фишка в том, что он придумал новый жанр — набор эстрадных номеров, — поясняет Хайров. — Для уличного кукольного театра, считаю, это попадание в точку. Чем больше действия, «беготни» — тем лучше для восприятия. Человек остановился, посмотрел три минуты, как куколка играет на балалайке, его это развеселило, и он может либо досмотреть до конца, либо идти дальше с хорошим настроением.

Куклы, по словам мастера, это мир мечты, другая реальность, в которой он творец, создатель. Идей у него много, главное, хватило бы здоровья, чтобы воплотить их в жизнь.

 

Читайте также:

Болезнь не дала Игорю Эрельту сыграть в фильме по творчеству Стругацких

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER