Не зря копали! Пензенские археологи нашли уникальные артефакты

Гуляя по городу или выезжая в область, редкий раз кто-то из нас задумывается: а что же скрыто под землей? Какие сокровища, тайны и артефакты находятся прямо у нас под ногами?

Не зря копали! Пензенские археологи нашли уникальные артефакты

Ежегодно студенты историко-филологического факультета ПГУ отправляются в летнюю археологическую экспедицию.

Две недели молодые люди живут в полевых условиях, далеко от города и благ цивилизации. Неудобства скрашивает предвкушение археологических открытий. Никто не знает, посчастливится ли найти под землей что-то значимое — то, что сможет внести яркий штрих в историю родного края.

Лопаты девушкам покорны

Первое, что бросается в глаза, — работают с лопатами в руках не только парни, но и девушки. Копая наравне с сильной половиной отряда, девчонки совершенно не жалуются на усталость.

— Бывает, что земля глинистая и лопата труднее входит, а порой все идет как маслу, — рассказала студентка второго курса Полина Щеглова.

Девушка приехала на раскопки в качестве добровольца: прошлогодний опыт ее очень увлек, и она решила присоединиться к группе первокурсников вместе со своей подругой.

DSC_0083.jpg

— Это очень интересно! Конечно, есть ряд бытовых неудобств: много насекомых в этом году, постоянно приходится снимать с себя клещей. Но большой плюс таких экспедиций в том, что они — детокс от социальных сетей и виртуальной жизни, — улыбается она.

В этом году профессор кафедры Всеобщей истории и обществознания ПГУ Владимир Ставицкий вместе со студентами работает в Бессоновском районе. Здесь обнаружено Степановское селище. Уже удалось раскопать предметы, относящиеся к X — XIII векам — периоду Волжской Булгарии, а также керамику городецкой культуры раннего железного века (VII век до н. э. — II век н. э.).

Находка-сенсация

Среди находок есть и уникальный артефакт — каменное скребло. Его могли использовать для разделывания мяса или снятия шкур. По мнению Ставицкого, оно относится к 15 — 20-му тысячелетию до н. э., к эпохе верхнего палеолита.

DSC_0018.jpg

— Это сенсационное событие для Пензенской области, — отмечает ректор Института регионального развития Пензенской области, профессор, археолог со стажем Геннадий Белорыбкин. — Наиболее древние артефакты, которые мы находили в регионе до настоящего времени, датированы 6 —7-м тысячелетиями до нашей эры. Получается, это открытие в два раза удлинило историю нашего края!

Обнаружила артефакт Елизавета Глазкова. Девочка вместе со своим отцом-археологом приехала на раскопки из Республики Мордовия.

DSC_0182.jpg

— Я в первый раз участвую в экспедиции, — отметила Лиза. — Я думала, что выкопала обычный камень, а оказалось, нашла что-то уникальное. Приятно думать, что этот артефакт будут изучать, а может, даже выставят как экспонат в музее.

А в музей находку действительно могут взять! Как отметил Геннадий Белорыбкин, после всех необходимых процедур скребло будет передано в фонд краеведческого музея.

По полям, по лесам

Как удается обнаружить интересные места для раскопок, мы поинтересовались у Геннадия Белорыбкина. Оказалось, что каждый год большая группа ребят, археологов и волонтеров, выходит в поля. Это называется разведка.

DSC_0248.jpg

— Они ходят по оврагам, деревням, спрашивают, где что находили. По пашне свежей ходим, смотрим: вдруг что попадется, — объяснил археолог. — Сбор этой информации помогает обнаружить новые памятники. Идешь по пашне — видишь: керамика лежит. Сама по себе она там оказаться никак не может. Начинаем исследовать, какому времени принадлежит находка.

Подобное произошло со Степановским селищем. Ребята спросили у местного пасечника, не видел ли он поблизости валов или рвов. В итоге нашли селище и рядом — городище-убежище. В случае опасности люди укрывались там.

Чугун на весь мир!

Еще одна, не менее интересная археологическая практика у студентов ПГУ проходит в Кузнецком районе, где несколько лет назад было обнаружено Никольское селище.

Работы начались после того, как прямо на поверхности исследователи обнаружили несколько углублений. Решив посмотреть, что они из себя представляют, специалисты пришли в восторг. Раскопали глиняные конструкции, которые когда-то подверглись сильному обжигу. Кроме того, на этой территории археологи откопали огромное количество чугунной посуды. Ученые пришли к выводу: в древности здесь выплавляли чугун, причем, вероятнее всего, в этом месте стояла не одна печь, а была своего рода фабрика.

DSC_0193.jpg

— Судя по тому, сколько этих конструкций (а мы на сегодняшний день насчитали четыре), вполне возможно, здесь действительно на протяжении десятилетий существовал комплекс плавильных печей, — рассказал Геннадий Белорыбкин. — По мере того как одна печь отрабатывала, ее заглушали и рядом строили вторую, третью, четвертую — эти углубления сохранились до наших дней.

По мнению археолога, открытие подобных сооружений на территории нашей области — неординарное событие.

— Чугуноплавильное производство появилось в Восточной Европе только лишь в XIV веке. Но, вероятно, здесь, на территории Никольского селища, оно было уже в конце XIII века, — предполагает Белорыбкин. — Технология была привезена из Средней Азии, Китая, пришла к нам в период Золотой Орды. 

DSC_0221.jpg

Новые технологии породили спрос на чугунную посуду: она была прочнее, удобнее в быту. Археологи предполагают, что Никольское селище было не просто местом, где люди занимались растениеводством и животноводством, — здесь находилось специализированное поселение, главным объектом в котором была своеобразная фабрика по производству чугуна. 

— Неслучайно здесь встречается большое количество ордынских монет. По ним мы можем судить, что сюда могли приезжать люди от Северного Причерноморья до Кавказа, Средней Азии. Возможно, сюда шли караваны и закупали эту посуду, — говорит Белорыбкин.

DSC_0329.jpg

Исчезло селище, по предположению ученого, во время эпидемии чумы. Она сопровождалась междоусобными войнами между владетелями Золотой Орды. В итоге торговые контакты прервались, экономика была разрушена, а производство оказалось нерентабельным — население разбрелось по окрестностям.

— Думаю, было бы здорово воссоздать эти чугуноплавильные печи. Туристы смогут приехать, посмотреть, как все выглядело в реальности, — отметил ученый.
Исследовательские работы на селище продолжатся.

Главное сокровище

Экспедиции не только проливают свет на белые пятна в истории края, они объединяют людей.

Настало время обеда. Дружно в одном шатре ребята с аппетитом ели дымящийся суп и гречку с тушенкой.

DSC_0319.jpg

— Только первые три дня сложно: проходит адаптация, — рассказывают студенты. — Потом привыкаешь, и в город совершенно не хочется! Меню у нас разнообразное: готовим каши, рыбные или мясные супы, макароны. Иногда, правда, хочется съесть какую-нибудь «гадость» типа шаурмы. Лагерные городки обустроены и кажутся весьма уютными: современные палатки, полевая кухня, есть даже душ! А вечером, после работ, костер и песни под гитару.

DSC_0309.jpg

Над найденными артефактами еще будут ломать головы ученые. А ребята признаются, что на раскопки они ездят не только ради находок. После двух недель экспедиции они возвращаются домой другими людьми: самостоятельными, сплоченными, наполненными положительными эмоциями. Так получается, что главное сокровище скрыто не под землей, а в общем увлекательном деле, которое связывает людей.


Автор: Ольга ПИСКУНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER