Не зря копали! Пензенские археологи нашли уникальные артефакты
Две недели молодые люди живут в полевых условиях, далеко от города и благ цивилизации. Неудобства скрашивает предвкушение археологических открытий. Никто не знает, посчастливится ли найти под землей что-то значимое — то, что сможет внести яркий штрих в историю родного края.
Лопаты девушкам покорны
Первое, что бросается в глаза, — работают с лопатами в руках не только парни, но и девушки. Копая наравне с сильной половиной отряда, девчонки совершенно не жалуются на усталость.— Бывает, что земля глинистая и лопата труднее входит, а порой все идет как маслу, — рассказала студентка второго курса Полина Щеглова.
Девушка приехала на раскопки в качестве добровольца: прошлогодний опыт ее очень увлек, и она решила присоединиться к группе первокурсников вместе со своей подругой.

— Это очень интересно! Конечно, есть ряд бытовых неудобств: много насекомых в этом году, постоянно приходится снимать с себя клещей. Но большой плюс таких экспедиций в том, что они — детокс от социальных сетей и виртуальной жизни, — улыбается она.
В этом году профессор кафедры Всеобщей истории и обществознания ПГУ Владимир Ставицкий вместе со студентами работает в Бессоновском районе. Здесь обнаружено Степановское селище. Уже удалось раскопать предметы, относящиеся к X — XIII векам — периоду Волжской Булгарии, а также керамику городецкой культуры раннего железного века (VII век до н. э. — II век н. э.).
Находка-сенсация
Среди находок есть и уникальный артефакт — каменное скребло. Его могли использовать для разделывания мяса или снятия шкур. По мнению Ставицкого, оно относится к 15 — 20-му тысячелетию до н. э., к эпохе верхнего палеолита.
— Это сенсационное событие для Пензенской области, — отмечает ректор Института регионального развития Пензенской области, профессор, археолог со стажем Геннадий Белорыбкин. — Наиболее древние артефакты, которые мы находили в регионе до настоящего времени, датированы 6 —7-м тысячелетиями до нашей эры. Получается, это открытие в два раза удлинило историю нашего края!
Обнаружила артефакт Елизавета Глазкова. Девочка вместе со своим отцом-археологом приехала на раскопки из Республики Мордовия.

— Я в первый раз участвую в экспедиции, — отметила Лиза. — Я думала, что выкопала обычный камень, а оказалось, нашла что-то уникальное. Приятно думать, что этот артефакт будут изучать, а может, даже выставят как экспонат в музее.
А в музей находку действительно могут взять! Как отметил Геннадий Белорыбкин, после всех необходимых процедур скребло будет передано в фонд краеведческого музея.
По полям, по лесам
Как удается обнаружить интересные места для раскопок, мы поинтересовались у Геннадия Белорыбкина. Оказалось, что каждый год большая группа ребят, археологов и волонтеров, выходит в поля. Это называется разведка.
— Они ходят по оврагам, деревням, спрашивают, где что находили. По пашне свежей ходим, смотрим: вдруг что попадется, — объяснил археолог. — Сбор этой информации помогает обнаружить новые памятники. Идешь по пашне — видишь: керамика лежит. Сама по себе она там оказаться никак не может. Начинаем исследовать, какому времени принадлежит находка.
Подобное произошло со Степановским селищем. Ребята спросили у местного пасечника, не видел ли он поблизости валов или рвов. В итоге нашли селище и рядом — городище-убежище. В случае опасности люди укрывались там.
Чугун на весь мир!
Еще одна, не менее интересная археологическая практика у студентов ПГУ проходит в Кузнецком районе, где несколько лет назад было обнаружено Никольское селище.Работы начались после того, как прямо на поверхности исследователи обнаружили несколько углублений. Решив посмотреть, что они из себя представляют, специалисты пришли в восторг. Раскопали глиняные конструкции, которые когда-то подверглись сильному обжигу. Кроме того, на этой территории археологи откопали огромное количество чугунной посуды. Ученые пришли к выводу: в древности здесь выплавляли чугун, причем, вероятнее всего, в этом месте стояла не одна печь, а была своего рода фабрика.

— Судя по тому, сколько этих конструкций (а мы на сегодняшний день насчитали четыре), вполне возможно, здесь действительно на протяжении десятилетий существовал комплекс плавильных печей, — рассказал Геннадий Белорыбкин. — По мере того как одна печь отрабатывала, ее заглушали и рядом строили вторую, третью, четвертую — эти углубления сохранились до наших дней.
По мнению археолога, открытие подобных сооружений на территории нашей области — неординарное событие.
— Чугуноплавильное производство появилось в Восточной Европе только лишь в XIV веке. Но, вероятно, здесь, на территории Никольского селища, оно было уже в конце XIII века, — предполагает Белорыбкин. — Технология была привезена из Средней Азии, Китая, пришла к нам в период Золотой Орды.

Новые технологии породили спрос на чугунную посуду: она была прочнее, удобнее в быту. Археологи предполагают, что Никольское селище было не просто местом, где люди занимались растениеводством и животноводством, — здесь находилось специализированное поселение, главным объектом в котором была своеобразная фабрика по производству чугуна.
— Неслучайно здесь встречается большое количество ордынских монет. По ним мы можем судить, что сюда могли приезжать люди от Северного Причерноморья до Кавказа, Средней Азии. Возможно, сюда шли караваны и закупали эту посуду, — говорит Белорыбкин.

Исчезло селище, по предположению ученого, во время эпидемии чумы. Она сопровождалась междоусобными войнами между владетелями Золотой Орды. В итоге торговые контакты прервались, экономика была разрушена, а производство оказалось нерентабельным — население разбрелось по окрестностям.
— Думаю, было бы здорово воссоздать эти чугуноплавильные печи. Туристы смогут приехать, посмотреть, как все выглядело в реальности, — отметил ученый.
Исследовательские работы на селище продолжатся.
Главное сокровище
Экспедиции не только проливают свет на белые пятна в истории края, они объединяют людей.Настало время обеда. Дружно в одном шатре ребята с аппетитом ели дымящийся суп и гречку с тушенкой.

— Только первые три дня сложно: проходит адаптация, — рассказывают студенты. — Потом привыкаешь, и в город совершенно не хочется! Меню у нас разнообразное: готовим каши, рыбные или мясные супы, макароны. Иногда, правда, хочется съесть какую-нибудь «гадость» типа шаурмы. Лагерные городки обустроены и кажутся весьма уютными: современные палатки, полевая кухня, есть даже душ! А вечером, после работ, костер и песни под гитару.

Над найденными артефактами еще будут ломать головы ученые. А ребята признаются, что на раскопки они ездят не только ради находок. После двух недель экспедиции они возвращаются домой другими людьми: самостоятельными, сплоченными, наполненными положительными эмоциями. Так получается, что главное сокровище скрыто не под землей, а в общем увлекательном деле, которое связывает людей.
Автор: Ольга ПИСКУНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

В селе Анненково Кузнецкого района модернизируют сквер участников СВО
Здесь появятся новые пешеходные дорожки
В пензенских школах начался новый сезон курса «Россия – мои горизонты»
4 сентября состоялось первое установочное занятиеСемья Бутусовых переехала из Пензы под Сосновоборск ради фруктов и ягод
Вопреки пословице «Где родился, там и пригодился», они нашли свое дело вдали от дома
Время создавать будущее: Сбер открывает регистрацию на AI Journey Contest с призовым фондом 6,5 млн рублей
К участию приглашаются AI-профи со всего мира, а награждение состоится на AI Journey 2025Сбер и ВЭБ приступают к работе по созданию единого стандарта и новой модели финансирования ГЧП
Бесконечная кредитная линия: инновационное решение Сбера может стать новым стандартом рынка
Сбер и «Дамате» запустили первое в России товарное РЕПО на фуражную пшеницу
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября

Вадим Супиков пояснил введение ограничений на снятие наличных
Подобные меры применяются при подозрении на мошеннические операции