Худрук Пензенского ТЮЗа Владимир Карпов рассказал о театре будущего

Очень важно, чтобы с искусством люди начинали знакомиться еще со школы

Худрук Пензенского ТЮЗа Владимир Карпов рассказал о театре будущего

Владимир Карпов ставит не только спектакли для детей. Многим знакомы его благотворительные режиссерские проекты, в которых на сцену выходили непрофессионалы – известные люди Пензы. А кто-то помнит его актерскую игру в Пензенском драмтеатре. 

От роли до боли

— Владимир, знаю, что на заре карьеры вам довелось поработать во Франции. Как это получилось?  

— Я всегда любил театр. Сначала занимался в школе искусств на театральном отделении, потом поступил в театральный вуз в Саратове. У нашего преподавателя Антона Кузнецова были связи с французскими культурными деятелями, и ребят с моего курса пригласили во Францию. Мы работали с международной постановочной группой и создали спектакль, который потом провезли по всей стране. Мы пропагандировали русскую театральную школу.  



— Получив диплом, вы стали актером Пензенского драмтеатра, но в какой-то момент предпочли режиссуру. Почему? 

— Наш курс был актерско-режиссерским, так что я имел представление об обеих профессиях. Когда пришел в драмтеатр, сразу влился в репертуар. Мне давали яркие роли – Хлестаков в «Ревизоре», Пигмалион в «Куклах» и т. д.  Но случилась беда: сгорел театр. Было больно, трудно. В это время (а скорее безвременье) я и решился на перемены в жизни: получил режиссерское образование и стал ставить спектакли. Это оказалось очень интересно. 

— Ваша жена – актриса Юлия Кошкина. Каково жить в такой семье, где оба супруга влюблены в театр? 
 
— К сожалению (или к счастью), я не знаю, каково жить с «обычным» человеком.  Наверное, куда сложнее, когда жена не разделяет твоих интересов. Мне повезло с Юлей. Она мудрая женщина. Мы с ней находим компромиссы. Но в тех вопросах, которые касаются творчества и театра, лидер все-таки я.  

Не каждый может быть актером

— Вы не раз брались за спектакли, в которых роли исполняли местные ВИП-персоны. Этой весной пензенцы увидели постановку «Земляки» (по рассказам Шукшина). Как вам удается сделать так, чтобы новички на сцене не выглядели дилетантами? Неужели можно из любого человека сделать актера? 

— Не из любого, конечно. Только из того, кто очень хочет играть на сцене и открыт для нового. Но определенный талант тоже нужен. Поэтому всегда есть предварительный отбор, и кому-то достается роль с парой слов, а кому-то с длинными монологами. Да и зритель к известным землякам более лоялен. Он склонен прощать им огрехи, хотя бы за смелость, которую они проявили, выступив перед публикой. 



— Наверное, они сильно волновались. Ведь зал был полон! 

— Скажу так: выход на сцену – это всегда большой стресс, даже для профессиональных актеров. Для меня тоже.

— В последние годы театры все чаще обращаются к творчеству Василия Шукшина, а ведь он не писал пьес. Чем вызван такой интерес к его таланту?   

— В нашей жизни слишком многое поменялось: начиная от личных ценностей и заканчивая глобальным миропорядком. Сегодня мы перестали оглядываться на Запад, стали искать внутренние скрепы, захотели вспомнить, что такое русский характер.  Шукшин создал много образов – сильных, настоящих, цельных. Он тонко чувствовал душу народа. Пришло время заглянуть в нее вместе с ним. 

Для маленьких и для взрослых

— Сейчас вы художественный руководитель ТЮЗа. Трудно было переключаться на детскую аудиторию? 

— Давайте расшифруем аббревиатуру. Театр юного зрителя. Главное слово – театр. И этим все сказано. Некоторые до сих пор почему-то думают, что в ТЮЗе играют дети, но это не так. У нас профессиональная труппа – 19 человек, я ими очень горжусь. 



Впрочем, неосведомленность людей в этом вопросе меня не удивляет. По статистике, только 3% населения в нашей стране – заядлые театралы. Но это печальная цифра. Любая страна держится на культуре. Будет уважение к культуре – будет нормальная идеология. Прививать и то и другое надо с детства. Честный разговор о сегодняшнем времени необходим. У юного поколения он востребован, поэтому наш зал на 200 мест не пустует. И не только дети ходят в ТЮЗ. Надо просто выйти за рамки шаблона. Возьмем, например, Саратов. Местный ТЮЗ имени Киселева – самый популярный театр в городе. 

Я твердо уверен, что с детьми нельзя заигрывать: к постановке спектаклей для них надо относиться со всей серьезностью, ставить как для взрослых и даже лучше. Дети неправды не прощают, их не обманешь. 

У нас в репертуаре не только сказки, но серьезные постановки. И взрослые тоже на них приходят. «Не в свои сани не садись» (по Островскому), «Леди Макбет» (по Лескову), «Страстно, горячо, красиво» (по Чехову) и другие. 

Очень важно, чтобы с искусством люди начинали знакомиться еще со школы. Но 90 процентов свободного времени наших детей сегодня занимают гаджеты, школьники выпадают из реального мира. О политике им расскажут с экрана ТВ, о семейном бюджете – родители. А кто – о морально-нравственных ценностях? На помощь должен прийти театр. Одних уроков литературы мало.



— Чем вам запомнился сезон-2023/2024? 

Это был первый полноценный сезон в ТЮЗе после его реконструкции по нацпроекту «Культура». До этого много факторов мешали как следует развернуться: то ремонт, то пандемия. А теперь мы восстановили спектакли, которые не играли уже три-пять лет, показали несколько премьер. ТЮЗ участвовал в проекте «Большие гастроли», в театральных фестивалях. 

— Чем думаете удивлять зрителя в ближайшем будущем?  

— Осенью мы проведем фестиваль русской сказки «Золотая рыбка» (выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив). Участие примут театральные коллективы из пяти регионов страны. 

Приступаем к репетиции «Маленького принца» (по Экзюпери). Премьера намечена на осень.

У публики есть потребность и в комедии, но надо тщательно выбирать материал. Да, популярность Рэя Куни никогда не упадет, потому что зрителю порой хочется просто расслабиться и посмеяться. Но для меня этого мало. ТЮЗу нужна комедия со смыслом, которая не только скрасит вечер, но и заставит о чем-то задуматься. 

— Как вы решаете кадровый вопрос? Не секрет, что у актеров в Пензе зарплаты небольшие. 

— Это правда. Народ ломится в столицу, молодые дарования хотят засветиться на СТС, заработать побольше. Трудно их за это осуждать. Но, как мне кажется, в театральные вузы пора возвращать систему распределения. Театр – это не работа, театр – это служение. К сожалению, некоторые об этом забывают. А я мечтаю о тех временах, когда артисты ТЮЗа стали бы не менее знаменитыми, чем те, кто снимается в рекламе.

Посмеяться и поплакать

— Вы недавно были в Москве, на обучающем курсе «Театр будущего» у Сергея Безрукова. Так каким же вы его видите, будущее театра? 

— Театр переживал разные периоды. Был актерский театр, потом режиссерский. Одно время театральную повестку формировали директора, исходя из того, на что лучше продаются билеты. Был театр эпатажный, но сейчас это уходит. Мне ближе советская модель – крепкий классический театр, который стал бы домом для актеров и для зрителей. Не такой, чтобы публика, выходя, обсуждала: «Ах, какой необычный режиссерский прием!». А такой, чтобы зритель был вовлечен в действие – смеялся, плакал, сопереживал. Вот это главное! 

Только в театре люди могут открыто выражать свои эмоции. Да еще в храме, когда душа очищается молитвой. 



— Какой в Пензе зритель? Что он лучше принимает – классику или авангард? 

— Зрители разные, и вкусы у них разные. Но я вот что заметил: в Пензе, какие бы ни были отзывы, если герои пьесы Островского, например, выходят на сцену в современных костюмах, спектакль долго не живет. Если режиссерское прочтение ближе к замыслу классика, а обстановка и наряды героев аутентичны, постановка продержится на сцене много лет. И не стоит думать, что классика пахнет нафталином. Ведь актеры, режиссер – наши современники. И хоть они говорят тот же текст, что и 100, 200 лет назад, его восприятие и артистами, и зрителями – уже другое. А тема будет актуальна во все времена. И публика прекрасно спроецирует образ условного купца на образ современного бизнесмена Пензы.  

— Бывает у вас так, что все осточертеет? Как тогда вы подзаряжаетесь?

— Бывает. Иногда впадаешь в отчаяние, когда что-то идет совсем не так, как хочется. Но от самого театра я не устаю, так как занимаюсь любимым делом. Там и подзаряжаюсь. Есть команда, есть хороший зал, куда не стыдно пригласить зрителей. Так что, пользуясь случаем, приглашаю всех жителей области – и детей, и взрослых – к нам в ТЮЗ на спектакли.

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER