20 лет назад не стало пензенского художника с мировой славой карикатуриста

20 лет назад не стало пензенского художника с мировой славой карикатуриста

При этом Валерий Елистратов работал в  «Пензенской правде»

В штате всех солидных газет до появления компьтерной верстки была должность художника. Работа, в общем-то, рутинная: вручную ретушировать снимки, рисовать заставки к рубрикам и иллюстрации к материалам.

Поскольку большого мастерства не требовалось, на этом месте мог оказаться заурядный человек. Но «Пензенской правде» повезло — в газете долгое время эту должность занимал Валерий Елистратов.

Нас встречала его улыбка

Журналисты приходили ненадолго в редакцию, убегали на задания или уезжали в командировки, а возвращаясь в альма-матер, неизменно видели художника — дверь в своем кабинете он почти всегда держал открытой.

И вот сидит Валера за столом, покрытым стеклом, держит в руке перо, время от времени обмакивая его в пузырек с черной тушью. Поглядывает на тебя, мягко улыбаясь. И приходит блаженное чувство: ты дома, все нормально, все спокойно. Вот такой фактор стабильности.   

Он проявлял какое-то нечеловеческое трудолюбие. Нельзя сказать, что в редакции его заваливали работой, он занимался личным творчеством, что не возбранялось.

Его карикатуры часто появлялись и на газетных полосах «Пензенской правды». Тогда люди еще знали, что такое фельетон, и были журналисты, которые умели писать в этом жанре, — Леон Хосроев, Борис Рябов, Николай Штырков, Владислав Самсонов.

Елистратов, как большинство прирожденных юмористов, казался серьезным человеком. Умел пошутить вроде невзначай, вскользь, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица. Когда юморист первый ржет над своими шутками, окружающим не смешно.

А еще он любил втихую разыгрывать людей. Обычно как: журналисты чего-нибудь придумают, какую-нибудь пакость подстроят коллеге — и об этом знает вся редакция, гогот стоит на все четыре этажа.  

А Елистратов — н-е-е-т. Вот только недавно узнала, как мило он разыгрывал Абрама Исааковича Пекного. Тот собирал старинные монеты, и Валере это было известно. И вот идет Абрам Исаакович в редакцию и прямо на дороге находит интересную монетку. Радуется, всем показывает, удивляется. И так три дня подряд. Что за чудо такое? А потом выяснил, что это Валерка подбрасывал.

Масштаб его творчества

Что такое карикатура? Это рисунок со смыслом, с образами, да еще с подписью. То есть надо придумать сюжет, найти графическую форму выражения мысли, сочинить емкую смешную фразу… Это сколько же должно быть талантов в одном человеке! Вот почему мало сейчас карикатуристов!

Очень мы все гордились тем, что карикатуры Елистратова появляются в юмористическом журнале «Крокодил» — невероятно популярном в советское время, имевшем фантастические миллионные тиражи.

Но не все знали, что Валерий участвовал и в зарубежных конкурсах карикатур: в Канаде, Японии, Болгарии, Бельгии, Италии. Что его работы печатались в юмористических журналах республик – «Перец», «Вожык», «Шмель», в таких тиражных и популярных журналах, как «Наука и религия», «Театральная жизнь», «Студенческий меридиан».

А еще у него выходили книги карикатур в престижном тогда Приволжском издательстве — и большими тиражами. Например, «Смех не для всех» (1983 год) — 65 тысяч экземпляров.
Предисловие к ней написал Анатолий Яр-Кравченко, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР — человек авторитетный. Он назвал Елистратова «молодым рыцарем современной советской карикатуры», пожелав ему славы Кукрыниксов.

В 1981 году в Центральном доме журналистов в Москве прошла персональная выставка карикатур Валерия Елистратова. Это было очень круто для провинциального художника, тем более такого молодого — в день открытия выставки в Москве Валере исполнилось 28 лет!  Это отметил заслуженный художник РСФСР К. Антонов: «Получить право на проведение выставки своих работ в Москве может, конечно, не каждый художник. Валерий Елистратов это право приобрел своими отличными, на уровне московских мастеров, работами».

В общем, отзывы были самые великолепные.

Мне больше других понравилось то, что написал искусствовед Зуев: «Рисунки Елистратова отличаются мягким, тактичным юмором. В них не пустое зубоскальство, а истинная мудрость и высокая мораль».  

Все желали молодому карикатуристу дальнейших успехов. И он не подвел. В 1992 году в Приволжском книжном издательстве вышла книжка «Избранные мысли и афоризмы Козьмы Пруткова в иллюстрациях В. Елистратова». В мягкой обложке. Но цветная. То есть в карикатурах  Валера использовал живописные приемы, ведь он окончил именно живописное отделение Пензенского художественного училища.

В его кабинете висели натюрморты и пейзажи, он с удовольствием писал портреты коллег. А дома, как рассказывали, у него была целая галерея.  

И вот что интересно, лично я не помню, чтобы Валерка хвалился своими победами, гордился… Сидит себе за столом, ретуширует портрет очередного передовика производства, подтрунивает над коллегами. Мне лично он советовал убрать нижнюю часть юбки и оставить только кокетку (тогда мода была на очень короткое).

В авторитете...

Как известно, художники — это богема (так было). И тихий наш трудолюбивый Валера, похоже, вечерами вел какую-то особую жизнь, ходил по ресторанам, общался с разными людьми и имел влияние в определенных кругах.    

Как это выяснилось. Наш коллега Павел Дедов попал в непростую ситуацию: что-то там критическое написал и на него наехали бандиты. Выручил Елистратов. Он сказал: «Я все улажу, сиди тихо». И от Павла отстали.

Жизнь газетчиков была тогда достаточно бурной, имелся клуб журналистов, который возглавлял в течение 10 лет Абрам Исаакович Пекный. Организовывались встречи с известными местными и столичными писателями, артистами, проходили встречи с зарубежными гостями.

И была такая коронка: пока суть да дело, Валера сидел в уголке и что-то рисовал. А под финал гостям дарили его дружеские шаржи. Ой, как это всем нравилось! Сразу атмосфера теплела, все становились друг другу еще ближе, и назревала потребность выпить за дружбу. Хорошо...

Чудом сохранился альбом клуба журналистов с шаржами Елистратова на гостей из Чехии.

Бережем для музея журналистики, который когда-нибудь, может, и будет в нашем городе.

Годы потерь

На моей памяти два не слишком долгих периода, когда один за другим уходили из жизни журналисты. 2014 и 2015 годы унесли семь человек. А еще 1996-й и 1997-й были трагическими: погибали молодые, талантливые, яркие личности. Как проклятье какое-то.

В феврале 1996-го — Николай Булавинцев (36 лет), в ноябре — Валерий Елистратов (45 лет), в мае 1997-го — Александр Мысяков (45 лет). Через год с небольшим вдогонку им — Владимир Спиридонов (44 года).

Все они были дружны, все работали в «Пензенской правде». Коля и Саша умерли от инфарктов, у Володи была онкология, а Валеру сбило машиной...

Это случилось 10 ноября, когда он шел с работы домой. Его увезли в реанимацию в тяжелейшем состоянии. Мы собирали деньги, надеялись и верили… Через 13 дней нашего товарища не стало.  

Сегодня, 23 ноября, исполняется ровно 20 лет со дня смерти замечательного и талантливого человека, одного из ярких представителей журналистского сообщества Пензы Валерия Елистратова.

Мы помним...

Абрам Пекный

Николай Озеров

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное