В Пензенской области начали мониторить жилищные программы

В Пензенской области начали мониторить жилищные программы

Изменятся ли формы поддержки семей с детьми?

Формы государственной поддержки семей могут измениться. В Пензенской области в этом плане пока все стабильно, а вот на уровне Федерации недавно заговорили о возможности отмены материнского капитала. Насколько велика эта вероятность и какова судьба других видов поддержки молодых родителей с детьми?

О том, насколько благополучно общество, способны сообщить самые разные показатели. И среди них демографические — едва ли не самые говорящие: если рождаются дети, значит, люди уверены в завтрашнем дне и их материальное и психологическое самочувствие в порядке.

С тех пор, как в стране образовалась та самая постперестроечная демографическая пропасть, не утихают споры: как стимулировать рождение детей? Как помочь семьям – напрямую (выдавать безвозвратные субсидии) или косвенно (через разнообразные льготы и преференции)?

С цифрами не поспоришь

Показатель рождаемости рухнул в 1991 году. В Пензенской области — сразу на 10% (в 1990-м у нас появились на свет почти 19,5 тыс. малышей, в следующем – едва ли не на две тысячи меньше). В последующие несколько лет спад становился еще более ощутимым.

Оптимизма статистика добавила лишь спустя полтора десятилетия: в 2008-м рождаемость в области скакнула на 5%. Напомним, что как раз накануне, в 2007 году, в стране заработала та самая программа выплат за рождение второго ребенка.

С тех пор на том уровне (плюс-минус) и держимся: за год в регионе в среднем рождаются 14,5 тыс. ребятишек.

Получается, хоть МСК и действует все последнее десятилетие, как и другие программы поддержки, всплеска рождаемости так и не дождались. А стоило ли вообще на это рассчитывать?

Посчитать, прежде чем брать

Логика законотворцев, скорее всего, заключалась в том, что победить плохую демографию можно, устранив главную преграду семейному благополучию – отсутствие жилья. Мол, негде жить – вот и не рожают. Самостоятельно приобрести свой угол пензенские молодые семьи в подавляющем большинстве действительно не в состоянии (что в начале 90-х, что сейчас).

Вот Александру и Юлии из Пензы по 26 лет, женаты три года, но о первенце даже речи не идет.

— Как вы себе представляете: привезти ребенка из роддома в съемную квартиру? — резонно возражают молодожены. — А если завтра лишимся работы? На аренду и квартплату станет не хватать, не то что малыша кормить.

Очень многие именно в такой ситуации. Сейчас ребята подыскивают небольшую и недорогую квартиру, но чтобы и ее осилить, будут брать кредит.

— Программами поддержки, конечно, интересовались, — рассказывают они. — Но, во-первых, детей пока нет, а во-вторых, честно говоря, ни 300 тысяч, ни полмиллиона нам погоды бы не сделали. Все равно пришлось бы ввязаться в ипотеку.  

Давайте попробуем просчитать такой средний стандартный вариант.

Например, приличная однушка в Пензе стоит не менее 1,5 млн руб. Допустим, семья делает первоначальный взнос (с помощью субсидий от государства или без них, неважно), а для погашения оставшейся суммы берет кредит. Конечно, все зависит от его величины, но, исходя из практики, в лучшем случае выплата по кредиту составит не меньше 12 тыс. в месяц. Плюс оплата коммуналки (которая постоянно дорожает), плюс содержание супруги (которая не работает и получает символические выплаты) и ребенка (которому и хочется, и приходится давать самое лучшее), плюс неизбежные расходы на транспорт, еду, лечение, одежду, бытовые принадлежности и минимум развлечений (ведь мы не роботы, надо и в киношку порой сходить). Сколько же должен зарабатывать в месяц глава семьи? Суммируя банковские проценты, прожиточный минимум на двоих взрослых и ребенка, а также коммунальные платежи, выходит за 40 тыс. руб.

Средняя зарплата в Пензенской области в этом году составит, по прогнозам, 26 600 руб.

Шаг вперед, два назад…

Хотя не все так плохо. Многим госсубсидии все-таки на пользу. Вот и 1 марта 45 городским молодым семьям вручили сертификаты на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. А всего в этом году только в Пензе поддержкой в 328 тыс. руб. смогут воспользоваться 92 молодые семьи.

Что касается области, лишь за один прошедший год на реализацию жилищных программ направлено 4,3 млрд руб. В этой сумме, правда, и обеспечение других категорий: ветеранов, бюджетников, сельских специалистов и т.д. Хотя львиная доля приходится все-таки на стимулирование демографии и поддержку многодетных.

Это хорошо. Но есть нюансы. Первый. Чтобы обеспечить жилищными сертификатами все молодые семьи Пензенской области, которые заявили о таком намерении и подходят по всем параметрам, требуется примерно 3,7 млрд руб. А в областном бюджете на этот год пока заложено 100 млн руб. на сертификаты в 328 тыс. и 6,5 млн руб. — на многодетных (по 500 тыс.).

Второй. Жилищные сертификаты имеют срок реализации, и он составляет полгода. То есть семье еще предстоит справиться с «дополнительно взятыми на себя обязательствами». Потянет ли семейный бюджет «софинансирование»? По данным отдела жилищных программ областного Минтруда, за последние два года 273 семьи (или 13,4% от числа семей, получивших сертификаты) отказались от реализации жилищных сертификатов, предоставленных им в связи с рождением первого ребенка, или не смогли их реализовать в установленные сроки. Еще 62 молодые семьи были вынуждены перенести сроки получения сертификатов (ими смогли воспользоваться другие семьи).

И третий. Центробанк, анализируя рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК), отмечает увеличение просроченной задолженности по кредитам. Так, по состоянию на 1 июля 2016 года этот показатель в денежном выражении возрос на 33,4%.

Вместе с тем, также по данным ЦБ РФ, пензенцы берут ИЖК реже, чем в большинстве других регионов Приволжья. Для сравнения: в сопоставимой с нами по численности населения Ульяновской области жилищные кредиты по состоянию на начало года взяли свыше 10,5 тыс. получателей, а в Чувашии – 11,2 тыс. Наш регион, превзойдя лишь Мордовию (807 тыс. населения) и Марий Эл (684 тыс.), имеет показатель в 7 тыс. получателей ИЖК.

И, увы, есть еще одна ложка дегтя. Откуда сегодня ждать демографического взрыва, если впервые родителями готовятся стать как раз рожденные в начале 90-х? Их, в принципе, немного.  

Устои пошатнулись

Так что же дальше? Чиновники признают, что вопрос это сложный. Но в некоторых регионах уже начали отказываться от ранее заявленных программ поддержки семей. Признали: мол, бюджет не тянет.

Например, в Омской области второй год подряд не закладывают в казну средств на софинансирование федеральной программы по улучшению жилищных условий для молодых семей.

В Орле очередь соискателей господдержки растянулась почти на 1200 человек, а в год помогают не более чем 150 ячейкам общества, и многие вылетают из программы, поскольку в процессе ожидания перешагивают 35-летний возрастной рубеж.

Треть молодых семей в Саратове в прошлом году остались без обещанного жилья. Выплаты на приобретение квартир получили лишь 22 молодые семьи.

В Ульяновске секвестировали традицию дарить женщинам, ставшим мамами в День патриота (12 июня), автомобиль: теперь для этого требуется выиграть конкурс, накопив баллы за количество детей, рабочий стаж и т.д.

Что в Пензенской области? Пока о категоричных шагах вслух не говорят. Известно лишь, что дано поручение тщательно проанализировать все жилищные программы: каков эффект, насколько доступны, по силам ли областной казне и т.д. В любом случае остается верить в лучшее.

Хотя это становится все сложнее, особенно на фоне разговоров о возможной отмене материнского капитала. Ситуация с этим государственным проектом усугубилась около двух месяцев назад, когда

Правительство РФ заявило о некоторых изменениях, которые могут внести в программу ради экономии бюджетных денег. В чем будут состоять перемены, пока мало известно. Как вариант, рассуждают столичные эксперты, вместо разовой выплаты российские семьи будут каждый месяц получать денежные пособия до совершеннолетия ребенка.

И действительно, в Госдуму поступило такое предложение: заменить единую сумму в 453 тыс. руб. на ежемесячные — от 15 тыс. руб. (в зависимости от количества детей). Законопроект рассматривался за круглым столом 23 марта. Депутатам, выступившим с инициативой, уже возражают ученые и эксперты. По их мнению, переход на ежемесячные выплаты лишь увеличит бюджетные расходы и, более того, спровоцирует новое снижение рождаемости. Но вопрос открыт.

Успокаивает лишь то, что, во-первых, президент не раз заверял, что каждая семья получит свой сертификат, несмотря на нестабильную экономику и санкции против РФ, и во-вторых, все прогнозируемые нововведения, даже если и случатся, могут быть реализованы не раньше 2020 года (все же в перспективном бюджетном планировании есть польза).

Есть ли альтернативы?

Предположим, что, несмотря на сложные времена, государство все же не позволит себе полностью отказаться от поддержки семей. Тогда, быть может, пересмотрят условия программ? Ликвидируют не самые эффективные и изобретут новые?

По мнению, например, областного министра труда и соцзащиты Евгения Трошина, чье ведомство как раз является основным распорядителем бюджетных средств на жилищные программы, самой эффективной поддержкой стало бы обеспечение молодых людей стабильной работой и достойной зарплатой, причем легальной (сейчас активно борются с теневой занятостью). Трудно поспорить. Другое дело, какими рычагами владеет государство, чтобы влиять на эти процессы? К тому же многое зависит от самих молодых людей.

Увеличат размеры выплат? Вряд ли удастся в ближайшее время. К тому же, мы уже говорили, на обеспечении у государства не только молодые семьи: жилье предоставляется ветеранам, сиротам, сельским специалистам.

Введут новые формы поддержки? Например, в середине октября прошлого года утвержден паспорт нового приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Он стартовал уже 1 ноября и продлится до конца 2020 года (впрочем, мы знаем, что все, что касается жилья, в нашей стране пролонгируется, был бы спрос). Если коротко, регионам предлагается с федеральной помощью возводить жилье, которое в последствии те же молодые семьи могли не выкупать, а арендовать, возможно, с правом выкупа через сколько-то лет.

Два десятка регионов сумели пробиться в программу и уже в этом году получили федеральные деньги. Пензенская область пока не участвует. Но в областном Минстрое нас заверили, что планы такие есть и сейчас идут подсчеты и обсуждения, чтобы уже с 2018 года стать участниками и этой, вероятно, небесперспективной программы.

Как работают жилищные программы в Пензенской области

216 молодых семей получили социальные выплаты на приобретение квартиры или строительство дома на сумму свыше 127 млн руб. (в среднем по 588 тыс. руб.). Основание — участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015—2020 годы.

306 молодых семей получили сертификаты на улучшение жилищных условий на сумму около 100 млн руб. (по 328 тыс. руб.). Основание — предоставление семьям соцвыплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка.

15 многодетных семей получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий по 500 тыс. руб.

12 работников бюджетной сферы получили единовременные выплаты на приобретение или строительство жилья (всего 3,94 млн руб.).

325 жилых помещений предоставлено детям-сиротам.

48 семей приобрели жилье в рамках программы «Жилье для российской семьи».

327 свидетельств о праве на единовременную выплату получили ветераны и члены семей погибших или умерших ветеранов Великой Отечественной войны.

26 выплат на обеспечение жильем получили ветераны боевых действий и члены семей погибших, всего 14,8 млн руб.

свыше 4 млн руб. распределено между специалистами, трудящимися в сельской местности.

(По итогам 2016 года).

От редакции. Уважаемые читатели, а что думаете вы о жилищном вопросе? Должно ли государство (и в какой форме) помогать молодоженам, семьям с детьми и многодетным? И еще — почему все-таки у нас мало рожают? Какие меры, на ваш взгляд, способны помочь? Звоните нам по телефону 8 (8412) 64-34-81.

Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке