В Пензе побывал известный московский предприниматель Дмитрий Потапенко

В Пензе побывал известный московский предприниматель Дмитрий Потапенко

В качестве бизнес-консультанта он поделился «рецептами выживания» в условиях кризиса

Идем мыть пол

Чтобы предприниматель смог пережить непростые времена, существует три стратегии: работать на качество, начать совмещать должности и ориентироваться на «нищих». Так считает столичный бизнесмен, управляющий партнер крупной федеральной сети. Он попытался объяснить пензенским коллегам, как с наименьшими потерями можно выйти из сложившейся ситуации, да еще и заработать.

По его мнению, региональному бизнесу трудно тягаться с федеральными сетями. Выход один: придерживаться вышеназванных стратегий, которые не единожды проверены в действии.

— Предпринимателям нужно обязательно повышать производительность труда. В первую очередь это значит, что пора снижать издержки на зарплату. Есть два пути: сокращать ее для каждого работника либо ввести совмещение должностей. И это касается не только рядовых сотрудников. Владелец бизнеса вполне может сам приходить в свой магазин или ресторан с утра, открывать его, работать в торговом зале, общаться с клиентами и даже помыть пол. Это совершенно не зазорно, особенно для мелкого бизнеса. Пора снять с себя корону. В ближайшие 5–7 лет нам всем придется идти на какие-то жертвы, потому что экономика страны будет стагнировать, — убежден Потапенко.

Под «нищими» Потапенко подразумевал людей с доходами ниже средних. По мнению предпринимателя, у них мало денег, но зато таких людей очень много. И именно на них надо делать ставку. Поэтому бизнесмен должен снизить свои издержки до такой степени, чтобы на полках были и продукты по ценам, которые не пугают даже малообеспеченных.  

Армия нахлебников

— Клиентоориентированность — это одна из важных составляющих успешного бизнеса. Если покупатель голосует рублем в пользу соседнего магазинчика, где грязный пол, но дешевые продукты, задумайтесь. Ему не нужен чистый пол, ему важно сэкономить, – убеждал Потапенко пензенских бизнесменов.

Рассуждая о том, что сейчас происходит с экономикой, московский гость признался, что ничего необычного в сегодняшней ситуации он не видит:

— Наша страна почти всегда жила в сложных условиях: 1991 год, 1993–1994 годы, затем 1998, 2003, 2008, 2015 годы. Это те периоды, которые с легкостью можно назвать кризисными. И мы их успешно пережили.

Отвечая на вопрос о том, как региональным производителям выжить в сегодняшних условиях, он подчеркнул, что здесь важную роль играет правильный выбор ниши для работы и собственное позиционирование в ней. Одним из наиболее удачных примеров грамотного выбора ниши в Пензенской области Потапенко считает Бековский пищекомбинат (владелец — Илья Ис
саков).

— Сейчас самое время вкладывать средства в пищевую отрасль. Другое дело, что инвестировать нужно грамотно. Например, Иссаков ориентируется на население со средними доходами, которое хочет покупать недорогие сладости. Транснациональным компаниям нужны покупатели, которые берут разрекламированные, не слишком дешевые бренды, например «Марс» или «Твикс». Но как только Илья попытается занять чужую нишу, его «съедят».  

Налог на понты

Сам Илья Иссаков считает, что какой бы сложной ни была экономическая ситуация в стране, людям всегда нужно есть, стричься, ремонтировать машину и еще много чего. Поэтому возможность для создания и развития бизнеса есть и сейчас.

— Многие жалуются на то, что подорожали валютные кредиты. Но у них же никогда не было валютной выручки. Для чего брали валютный кредит? Опытные банкиры всегда предупреждали: если нет валютного дохода, нельзя брать валютные кредиты, валютную ипотеку, — говорит Илья Игоревич.

По его мнению, нынешний кризис — это своего рода «налог на понты».

— При доходах в три копейки люди брали кредиты для покупки «мерседесов», хотя сами ходили в дырявых носках. Так же было и в бизнесе. Я расцениваю кризис, как «санитара леса». Да, многие разорятся. Но в итоге придет четкое понимание: сохранить старые позиции не получится, изменения давно назрели, — говорит пензенский бизнесмен. — Посмотрите на предприятия: армия бухгалтеров и охранников, с которой теперь нужно что-то сделать. Да, это болезненный процесс, но, к сожалению, придется резать по-живому. И миллионы сотрудников, которые ничего не производили, а набирались без четкого представления, для чего они нужны, нужно отправить в поля, на производство.

Иссаков вспоминает лихие 90-е, когда он только начинал предпринимательскую деятельность: проблемы были совсем другими хотя бы потому, что полки магазинов были пустыми:

— Сейчас же мы плачем, что у нас нет возможности купить сыры «Камамбер» и «Бри». Почувствуйте разницу! В 90-е бизнесмены были — как низшее сословие, от которого все шарахались. Сейчас по-другому. Изменился уровень поддержки и инфраструктуры для предпринимателей, появились гранты для развития. Тогда заработать денег было проще: нужно было идти и просто поднимать их с земли. Сейчас нужно наклониться, вскопать грядку, посеять, собрать урожай, подождать, когда его купят, и только потом получить доход. Но посмотрите, насколько сейчас снизились риски! В 90-е я кредитовался под 250 процентов годовых. Сейчас банки предлагают деньги под 25 процентов, и все в панике: жить невозможно!

По мнению бековского бизнесмена, сейчас власть должна предпринять конкретные действия. Пора начинать приводить в порядок банковскую, пенсионную и налоговую системы. Непростая ситуация в экономике продлится несколько лет. По одному щелчку кого-то сверху чуда не произойдет и улучшений не наступит.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное