Почему я в лен влюблен?

Почему я в лен влюблен?

Министерство сельского хозяйства РФ намерено вернуть России статус крупнейшего мирового производителя льняного волокна.

Вот уже десять лет кряду главный агроном ООО «СПК «Колос» Юрий Бельмесов первым в Шемышейском районе начинает весенний сев.

Лен – культура ранняя: если земля пересохнет, останешься без урожая. Вот Юрий Анатольевич со товарищи и ловит влагу каждую весну. Лишь только созрела почва – выезжают в поля на своих «железных лошадках» механизаторы Николай Скрипкин и Николай Табаков. Они тоже занимаются льном с первых лет, как эта культура появилась в их хозяйстве.

Мы поинтересовались у Юрия Бельмесова, а почему, собственно, лен?  Раньше-то в районе его не сеяли.

– Да, прежде хозяйство (бывший колхоз «Рассвет». – Авт.) специализировалось на выращивании конопли, ее перерабатывали на своем пенькозаводе. К слову, в далеком 1952 году в строительстве этого завода участвовал и мой дядя.

Производство было солидным. Численность рабочих пенькозавода доходила до 800 человек. Обслуживали не только себя, но и соседнюю Саратовскую область. Болгария, Чехословакия, Франция – вот далеко не полный перечень стран, куда отправляли сурскую коноплю из села Каржимант.

Но не успели европейцы привыкнуть к названию села, как попала конопля в немилость. В других странах (например, в Мексике и Китае) коноплю с содержанием наркотических веществ до 5 процентов выращивали  под вооруженной охраной.

У нас же решили вывести сорт с минимальным содержанием наркотических веществ – менее процента. Решили – сделали. Но, увы, генетику нарушили – волокнистость конопли упала! И на этом с ней было покончено.

Мы перешли на лен. Из Канады мне привезли килограмм семян белого льна. Носился с ним – как с малым дитем. Но уже через несколько лет собрал рекордный урожай – 27 тонн!
До сих пор считаю, что только лен и спас наше хозяйство в то лихолетье, когда цены на зерно были несоразмерны с затратами на его производство.

Судите сами: с гектара льна можно собрать 7 – 11 центнеров семян. И если пшеницу приходилось отдавать по 2 – 3 рубля за килограмм, то цена на семя льна составляла 18 – 20 рублей! Рентабельность от выращивания этой культуры стабильно находилась в пределах 40 – 50 процентов.

Да и со сбытом продукции проблем не возникало. Масло льняное востребовано в производстве лаков, олифы, в лечебных и косметических целях. А в Израиле жмых от белого канадского льна используют даже для изготовления продуктов детского питания.

– Юрий Анатольевич, если лен такой прибыльный, почему в нашей области эту техническую культуру пока игнорируют?

– Когда-то в нашей области было 13 пенькозаводов. Когда над коноплей сгустились тучи, пенькозаводы либо разобрали по кирпичикам, либо забросили.

Спасибо губернатору Василию Бочкареву, при его поддержке несколько лет назад мы смогли восстановить наш пенькозавод до рабочего состояния.

– Правда ли, что лен – это безотходное производство?

– Абсолютно верно. Сейчас мы выращиваем лен-межеумок сорта «Иссык-кульский». Сеем 300 гектаров. С одного гектара получаем тонну семян и 2 тонны соломки. Цена семян – не меньше 15 рублей за килограмм. Из 2 тонн соломки вырабатываем около 500 кг пакли (наилучший утеплитель для деревянных домов и загородных коттеджей). В дело идет все, даже костра – древесная часть стеблей льна, образующаяся как отходы производства при механической обработке сырья на машинах.

Мы сначала использовали костру как топливо для котла. А потом к нам потянулись фермеры. Покупают ее для выращивания грибов вешенок. Настоящему хозяину лен не дает долго и крепко спать. Но сулит выгоду.

Некоторые земледельцы это уже поняли. Возделыванием льна занимаются в селе Царевщино Мокшанского района. Недавно у нас прибрел несколько тонн семян фермер из Наровчатского района. Так что народ начинает просыпаться.

Ну а как живется в целом сельхозпредприятию ООО «СПК «Колос», мы поинтересовались у его исполнительного директора Николая Горланова.

– Структурно наше предприятие входит в фирму ООО «Рамис». Фирма занимается переработкой масличных культур. Поэтому и свою посевную площадь подстраиваем под нужды производства.

Помимо льна выращиваем яровой рапс (им занято 300 га) и озимый рыжик (на 450 га). Еще тысяча гектаров – под подсолнечником. В севообороте обязательно есть и тысяча гектаров озимых зерновых. Это позволяет нам жить, а не выживать. Занимаемся и животноводством. В хозяйстве 376 коров, и за последние пять лет поголовье животных не сократилось.

В прошлом году взяли кредит 26 млн. рублей – купили технику. В нынешнем возьмем еще миллионов 10 – прикупим пару комбайнов.

Кстати, только от выращивания льна хозяйство в прошлом году получило чистой прибыли миллион рублей.

О том, как сейчас живет Каржиманский пенькозавод, нам рассказал мастер этого завода Владислав Артемов:

– Как правило, зимой завод не эксплуатируем. Силами бригады в 15 человек перерабатываем всю соломку еще осенью. Запасы пакли хранятся на складе. Ну а весной – через договорные отношения с пензенской базой «Мастер» – реализуем.

Если учесть, что пенькозавод реализует паклю по 25 рублей за килограмм, то ставка ООО СПК «Колос» на лен вполне оправдана.

В 2008 году началась реализация государственной целевой программы «Развитие льняного комплекса России на 2008 – 2012 годы», и на эти цели планируется выделить в общей сложности 3 миллиарда рублей из федерального бюджета. Лен становится «волокном государственного значения». К 2012 году урожаи льна в нашей стране должны вырасти почти в 2,5 раза.

Виктор МАРТОВ, фото — www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=17675

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное