Пензенская область вошла в число регионов,реализующих федеральный проект инициативного бюджетирования

Пензенская область вошла в число регионов,реализующих федеральный проект инициативного бюджетирования

О новом подходе к распределению средств рассказали представители научно-исследовательского института Министерства финансов РФ, побывавшие в областном центре

Люди хотели парк

В любой стране, в любом территориальном образовании существует распространенная проблема: есть потребности граждан, и есть бюджет, который эти потребности должен удовлетворять, но денег чаще всего не хватает. И тогда встает вопрос: на что потратить имеющиеся средства в первую очередь?

Лучше всего это знают сами граждане, но чаще всего приоритеты определяются чиновниками.

Наглядный пример — ситуация в селе Ленино Пензенского района. В прошлом году местные активисты при поддержке всех жителей ратовали за благоустройство здешнего старинного парка. А местная администрация к этому мнению не прислушалась.

Правда, понять чиновников тоже можно: сельский бюджет ограничен, едва хватает на самое необходимое. Однако сам факт игнорирования общественных запросов говорит о многом. При использовании нового подхода к распределению бюджетных денег ситуация была бы иной.

Надо вложиться

Инициативное бюджетирование — это распределение государственных средств с учетом мнения общественности. И, что важно, осуществляется процесс на принципе софинансирования. То есть граждане не только участвуют в принятии решения, но и вкладывают собственные средства в какое-то дело, контролируя затем реализацию проекта.

Как рассказал на семинаре руководитель федерального проекта Иван Шульга (Москва), наибольший опыт реализации проектов инициативного бюджетирования в России накоплен в ходе реализации программы поддержки местных инициатив (ППМИ), которая была запущена в 2007 году под эгидой Всемирного банка.

Первой ласточкой стал Ставропольский край. Сейчас в программе задействован 41 регион.

Чаще всего поддерживались и софинансировались ремонт дорог и организация водоснабжения (половина от общего числа всех реализованных инициатив).

Также люди заинтересованы в ремонте клубов и благоустройстве территории (25 процентов), обустройстве мест отдыха, детских и портивных площадок, устройстве освещения, в противопожарных мероприятиях, благоустройстве мест захоронений.

Конечно, нельзя говорить о том, что ранее, без участия в федеральном проекте инициативного бюджетирования, муниципалитеты не прислушивались к мнению людей. Просто новые практики, основанные на гражданской инициативе, значительно повышают отдачу от взаимодействия власти и общества.

Опыт уже есть

Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, выступая на мероприятии, отметил, что идея вовлечения общества в государственные дела не нова. В нашей области много лет широко обсуждается проект бюджета области и каждый гражданин может высказаться, внести свои предложения. В прошлом году был запущен проект обсуждения региональных законов до их вступления в силу.

— Что касается инициативного бюджетирования, подобная форма работы с населением существует в областном центре уже семь лет. Особенно много местных инициатив поддерживается при благоустройстве дворовых территорий.

В районах ситуация немного иная. Там чиновники не привыкли советоваться с людьми. И такое положение не способствует повышению доверия граждан к власти.

Конечно, инициативное бюджетирование не панацея. Некоторые проблемы решать надо системно, а не на уровне локальной инициативы.

Тем не менее сейчас решается вопрос, какому из районов придется первому апробировать новинку.  

ФАКТОРЫ УСПЕХА

— Отсутствие давления на население;
— Серийность реализации процесса;
— Публичная отчетность и прозрачность движения средств.

Как работает механизм инициативного бюджетирования

Сначала на сельском сходе при участии администрации граждане выдвигают проекты, которые, по их мнению, требуют решения. Затем выбираются приоритетные. Допустим, все сошлись на том, что в первую очередь необходимо построить пожарное депо.

Из числа граждан формируется инициативная группа. Она будет следить за ходом дела и решать организационные вопросы. В частности, обеспечивать сбор средств среди жителей. Эти деньги вкупе с казенными ассигнованиями и средствами бизнеса составят бюджет проекта.

Возведение объекта идет в прозрачном режиме. Каждый житель должен знать куда, когда и сколько потрачено.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное