Молочные реки могут и обмелеть

Молочные реки могут и обмелеть

Молочная продукция, как и гречка, тоже стала дорожать. Во многих регионах молоко и сливочное масло подросли в цене на 10 – 40 процентов! Но, как говорится: «Нет худа без добра». От повышения цен на молоко, кое-что перепадает и крестьянам. Так, например, в Татарстане, закупочную цену на молоко стали поднимать в самый разгар летнего молочного «половодья». Раньше такого просто не наблюдалось.
Губернатор Пензенской области настойчиво рекомендовал это делать и нашим предпринимателям...

Как воплощаются в жизнь эти рекомендации, удалось посмотреть в нескольких районах. В составе специальной группы от Министерства сельского хозяйства области мы изучали вопрос «изнутри».

Пообщавшись, в частности, на сходах с людьми в Бековском и Тамалинском районах, поняли, что интерес к производству молока в наших селах есть. Есть интерес и со стороны переработчиков. Некоторые молокозаводы напрямую выходят на владельцев ЛПХ, а другие пользуются услугами посредников.

Причем за ценным сырьем в наши села этой осенью закупщики молока ходят табунами. И наперебой предлагают свою цену. Сегодня она закрепилась на отметке 11 рублей и выше. Кое-где перевалила за 12 руб. 50 коп.

Но розничная цена, как мы знаем по своему житейскому опыту, как минимум втрое выше закупочной. Экономисты подсчитали, что себестоимость литра сырого молока – не более 10 рублей. И, таким образом, владельцы коров с подворий имеют всего лишь 1 – 2,5 рубля прибыли. Переработчикам же от каждого литра «перепадает» 6 – 8 рублей, и, наконец, торговля получает свои 10 – 15 рублей.

Козырная карта
Согласитесь, что не надо быть крупным математиком, чтобы увидеть несоразмерность дележа прибыли. Тем более, что страдающей стороной является главный участник молочного бизнеса – производитель.

И свою обиду наши крестьяне выражают совсем уж по-детски. Вместо того чтобы добиваться увеличения своей доли прибыли, они ведут разговоры о невыгодности животноводства. Хотя на самом деле те 2 – 3 рубля, которые за последние два месяца им «накинули» закупщики молока, сельчан явно вдохновили.

Но, на наш взгляд, следующий шаг к завоеванию своих позиций владельцам ЛПХ будет сделать очень трудно. Дело в том, что у переработчиков молока есть в рукаве «козырная карта». И называется она «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Этот документ призван защищать безопасность здоровья потребителей.

А для того чтобы соблюсти все требования регламента, у владельцев ЛПХ кишка тонка. Ну каким образом они могут в течение двух часов после дойки обеспечить охлаждение молока до температуры +2…+4 градуса? Да и по жирности не дотягивают. (Мы даже не говорим о фальсификации молока – разбавлении его водой!) То есть у переработчиков всегда есть возможность снизить сортность продукта и, таким образом, обосновать снижение его закупочной цены.

В прошлом году молокозаводы возвратили более 150 тонн некачественного молока. За нынешний летний сезон возврат составил более 50 тонн.

И совсем неважно, что от общей переработки молока на заводах (порядка 200 тысяч тонн в год) эти возвратные тонны – капля в море. Но «капля» для наших сельчан может стать ложкой дегтя…

Проснись и пой!
Но, впрочем, когда мы говорим «молочный бизнес», имея в виду ЛПХ, то несколько преувеличиваем. Для большинства сельских жителей одна-две коровы, по большому счету, не бизнес. Это лишь органично входит «в образ жизни». Чтобы стать полноправными участниками молочного бизнеса, владельцам ЛПХ необходимо поднять свой статус. Вот почему им так много и упорно говорят о создании кооперативов.

С владельцем одной коровы переработчики молока серьезных дел вести не станут. Но когда владельцы объединяются – у них сразу увеличиваются возможности. Кроме того, они могут рассчитывать на государственную поддержку. В том числе и на приобретение холодильника для охлаждения своей продукции. Тогда и «козырная карта» переработчиков – «Технический регламент» – будет бита! С крупным поставщиком качественного молока и дележ прибыли станет совсем другим.

В тех районах, где смышленые крестьяне увидели в кооперации безбрежное море своих возможностей, уже есть и результат. Так, в селе Матчерка Земетчинского района фермер Петр Сказочкин, что называется, вошел во вкус. Создал собственную переработку молока, взяв кредит на оборудование в сумме 3,4 млн. рублей. За полтора года он заставил говорить о себе всю Пензенскую область. Недавно к своим имеющимся 20 дойным коровам прикупил еще 20.

В Малосердобинском районе пошли по такому же пути. В селе Николаевка создали перерабатывающий кооператив «Барс», а в селе Топлое – кооператив «Искра». С готовой продукцией выезжают даже в соседнюю Саратовскую область.

Подобные примеры убедительно говорят, что у владельцев ЛПХ сегодня «переходный возраст». И для того, чтобы стать самостоятельными, нужны лидеры. Ну а если все решат отсиживаться, то молочные реки могут не только обмелеть, но и высохнуть.

В плане нахождения и пробуждения подобных лидеров особая роль, конечно же, отводится органам местного самоуправления. Но, судя по результатам, очень многие главы сельсоветов о своей явной недоработке даже не догадываются. Видимо, их вполне устраивает та зарплата, которая им «положена по должности». Но ведь любая должность еще подразумевает конкретную работу!

Такой работы в плане объединения людей в реальное совместное производство на местах лично я, как говорится, в упор не вижу. Ну не настолько же туп наш народ, чтобы с десяти раз не понять своей реальной выгоды! А если человеку говорят формально (для галочки о проделанной работе), то этих слов он просто не слышит.

Побольше эмоций, господа управленцы! И голос вашего сердца сельчане обязательно услышат!

Виктор МАРТОВ

Структура розничных цен на молоко:
Затраты на сырье 20%
Затраты на переработку 28%
Затраты на топливо и энергию – 4%
Прибыль в переработке – 7%
Обороты сферы обращения (торговля) – 20%
Прочие (налоги, транспорт и т.д.) – 21%

 


Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное