Известный бизнес-консультант инкогнито посетил пензенский ресторан
Своими впечатлениями Вадим Брандт поделился с читателями «Пензенской правды»
Вадим Брандт — бизнес-консультант, бизнес-тренер. С 2004 года возглавлял несколько крупных компаний регионального и федерального уровня, часто публикует свои работы в деловой прессе, автор и ведущий различных тренинговых программ и семинаров.
— Вадим, как вы можете охарактеризовать предпринимательскую прослойку в Пензе?
— Общая тенденция по стране: чем дальше город от Москвы, тем более он «сонный». На крупных конференциях по бизнесу в Москве, Казани, Нижнем Новгороде почти не бывает представителей из Пензы. Я сделал вывод: либо серьезных предпринимателей у вас в городе не так много, либо руководители не стремятся к развитию, что странно, потому что любая организация — это живой организм и постоянный рост. А если она не растет, то деградирует.
Обслуживание качественное и не очень
— А были интересные ситуации, которые вам довелось анализировать в Пензе?
— Однажды меня пригласил управляющий рестораном, который открылся полугодом ранее. Проблемы типичные для этой сферы: поток клиентов снизился, прибыль упала вплоть до того, что ресторан стал работать даже не в ноль, а в минус.
— Что-то можно сделать в этой ситуации?
— Поверьте, можно (смеется). Проблема с общепитом в том, что никто не воспринимает официанта как менеджера по продажам. Вкладываются в ремонт заведения, рекламу, меню — во что угодно, только не учитывают человеческий фактор. Приходится раз за разом повторять: «Лучше никакое впечатление, чем испорченное». Если человеку обслуживание не понравится, он не просто не вернется к вам, но и расскажет об этом минимум десяти своим знакомым.
В общем, я приехал в Пензу инкогнито, пришел в ресторан с диктофоном и начал «партизанить». Меня обслуживал молодой человек, который совершил все ошибки, которые только можно и нельзя. А как должно быть, расскажу на примере одного московского ресторана, где мне довелось обедать. Подошел официант Петр (представляете, имя до сих пор помню!), спросил, как меня зовут, каким временем я располагаю, расспросил о моих кулинарных предпочтениях и так рассказал о блюдах, обозначенных в меню, что мне захотелось сразу и все. Заказ я ждал около получаса, но каждые несколько минут Петр подходил и заговорщически мне подмигивал: «На кухне уже режут редиску в ваш салат».
Но кульминацией стало, как я понял, его личное ноу-хау. Когда он нес очередное блюдо за другой стол, снова подошел ко мне, достал смартфон и показал фото моего десерта, над которым в это время колдовал шеф-повар. Я внутренне ему зааплодировал и оставил щедрые чаевые.
Как было в пензенском ресторане. Официанта я ждал долго, потом он подошел с таким видом, будто я ему что-то должен, отвечал односложно, инициативы никакой. С латинского «официант» переводится как «служащий», то есть его прямые обязанности — качественное обслуживание. В нашей стране работа официанта считается временной: на нее идут в основном студенты и приезжие в крупных городах, чтобы с чего-то начать свою карьеру. Словом, желания служить у этих людей точно нет.
А тогда, в Пензе, мы начали работать с персоналом: на два дня закрыли заведение, проводили тренинги с утра и до вечера. И буквально за пару недель ситуация выровнялась, продажи пошли вверх.
«Делать деньги» или заботиться?
— На бизнес-тренингах вы часто говорите о том, что проблема современного бизнеса в том, что его руководители сосредоточены на прибыли, а не на людях. Как это понять?
— Все просто. Вспомните, какой подход к своему делу был у предпринимателей в царской России. Братья Третьяковы, Савва Мамонтов, Савва Морозов и другие — их имена до сих пор на слуху. К началу ХХ века в одной только Москве насчитывалось больше 600 благотворительных заведений — богаделен, приютов, бесплатных и дешевых столовых, общин сестер милосердия. Синонимом предпринимателя было слово «забота». Люди понимали ответственность и перед своими рабочими, и перед обществом в целом.
Основанные ими предприятия они считали делом жизни, которое переживет их самих, перейдет по наследству к детям и последующим поколениям.
Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета.
— Каковы же принципы современных предпринимателей?
— Сейчас суть предпринимательства сводится к одной функции — «деланию денег», причем часто — любой ценой. Современные бизнесмены порой не гнушаются способов, за которые их дедам и прадедам было бы стыдно: спекуляция, взяточничество, даже криминал.
Но мы забываем о том, что эта деятельность (как и любая другая) имеет духовные основы.
В высоком понимании предприниматель — не тот, кто зарабатывает деньги, а тот, кто живет не для себя. Главное качество, которое его характеризует, — не то, сколько он зарабатывает, а сколько отдал, как позаботился о людях. Эти вечные законы работают.
Ко мне часто обращаются бизнесмены с проблемой: финансовые показатели год от года падают, хотя на внешнем плане они делают все, что от них зависит. Тогда я задаю вопросы: «А довольны ли люди, которые у вас работают? Какие у вас с ними отношения?» Иногда руководители вообще не понимают, о чем идет речь: при чем здесь люди, если мы говорим о деньгах?
Отступать некуда
— Как же вы помогаете решить эту проблему?
— Если у человека открытое сознание и он готов услышать что-то новое, то довольно быстро все меняется. Люблю приводить в пример крупного предпринимателя, бывшего военного, который открыл call-центр. У него работали более 300 сотрудниц, которые осуждали и критиковали начальника. Его стиль руководства был жестким, авторитарным, он мог унизить человека и даже не заметить этого.
Когда он начал у меня консультироваться, предприятие находилось на грани банкротства. Может, поэтому тот человек мне и поверил — отступать было некуда. Что он сделал? Уменьшил рабочий день на два часа и при этом повысил сотрудницам зарплату, помог половине из них устроить детей в детсад рядом с предприятием… Через два месяца чуть ли не каждая ставила за него свечки в церкви.
Показатели предприятия выровнялись буквально за пару месяцев, фирма получила крупный госзаказ. И таких примеров в моей практике — десятки.
Все ли могут быть предпринимателями?
С советского времени так повелось: всех стригут под одну гребенку. То нужно массово сдавать нормы ГТО, то побеждать в соцсоревновании. Сегодня все должны быть предпринимателями. Но большинство даже при большом желании этого сделать не смогли. Официальная статистика Росстата говорит, что ежегодно разоряются 95 процентов ЧП, ИП и так далее.
И причины у этого явления две. Первая: современные предприниматели не имеют специального образования. Где у нас учатся на предпринимателей? Нигде.
И второй важный момент: люди не учитывают свою природу. Если парень любит читать и мечтает быть ученым, ему сложно будет стать хорошим предпринимателем. На чем погорели многие наши соотечественники в 90-е? Это были грамотные специалисты, которые ушли из НИИ, вузов, госпредприятий и министерств, где их многое не устраивало. Ушли в «большой мир» зарабатывать деньги. Но для того чтобы стать предпринимателем, нужно им родиться, как бы парадоксально это ни звучало.
Автор: Ирина БАЛАШОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Владимир Путин рассказал о показателях инфляции в России
Глава государства отметил основные точки роста
Троллейбусы, рекорды и «юбилейный» малыш: как раньше в Пензе встречали Новый год
В советские времена в подарок городу и области преподносили трудовые подвигиВадим Супиков прокомментировал введение новых видов помощи участникам СВО и их родным
Пензенские депутаты поддержали принятие закона о запрете продажи вейпов
В Пензе возбуждено уголовное дело из-за не расселенного аварийного дома
В Пензенской области снизилось число социально значимых происшествий и ЧС
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 20 и 21 декабря 2025: «КняZz», «Золушка» и «Новоселье»
Публикуем самую интересную афишу
Владимир Путин рассказал о показателях инфляции в России
Глава государства отметил основные точки роста
Олег Мельниченко раскритиковал работу министра образования региона
Глава области отметил, что требует соблюдать сроки и качество работы
В Пензе депутаты муниципальных образований подвели итоги работы за 2025 год
А также обозначили основные направления работы на 2026На заседании Госсовета обсудили поддержку региональных бюджетов
Вадим Супиков подчеркнул значение государственной поддержки жилищной отрасли
Вадим Супиков обозначил приоритеты программы переселения соотечественников
Владимир Якушев доложил Владимиру Путину о выполнении «Единой Россией» его поручений на XXII съезде

