Я журналист. Не стреляйте!

Бастион 2009Что чувствует человек, оказавшийся в заложниках, на своей шкуре испытали участники военных курсов «Бастион-2009»

Представителей СМИ избивали и унижали, глушили пулеметными очередями, толкали на мины и бросали в толпу бунтовщиков. Одним из «счаст­ливчиков», попавших в передрягу, стал корреспондент «Пензенской правды».

Первый взрыв
– Будьте готовы к выстрелам и взрывам, во время учений применяются боевое оружие и техника, визуальные эффекты могут ввести вас в заблуждение, – предупредил Геннадий Дзюба, президент Ассоциации военной прессы, руководитель учебно-тренировочных курсов «Бастион», организованных на Чебаркульском военном полигоне в Челябинской  области.  
– Всегда готовы! – ответила пишущая братия и принялась конспектировать лекции о вреде бахвальства, героизма и излишней прыти во время боевых действий.
О «правилах этикета» при общении с террористами рассказал военный журналист Николай Иванов, автор книги «Вход в плен бесплатный, или Расстрелять в ноябре». Четыре месяца он провел в плену у чеченских боевиков.
Быть готовым к беспрекословному выполнению команд, постоянным побоям, унижениям и вместе с этим идти на сотрудничество с захватчиками – главное, что должен делать заложник. При долгом пленении очень важно выполнять хотя бы элементарные гигиенические процедуры, следить за здоровьем. Нельзя морально сдаваться ни при каких обстоятельствах.
Проникшиеся рассказом Иванова, журналисты «оживились» после взрыва. Это бронетранспортер зацепил противотанковую мину. Вид окровавленных солдат ошарашил курсантов. К стонущему от боли экипажу подбежала команда медиков.
Бастион 2009Только в этот момент, выйдя из шока, курсанты вспомнили, что это «всего лишь» учения. Оказание первой помощи квалифицированными медиками – и минуту назад полумертвые военные встают с улыбкой на лицах!
После такого зрелища в роли «актеров» оказались сами журналисты, осваивая элементарные навыки наложения жгута, отрабатывая перевязку сквозного ранения…

Голову ниже!
С утра, на второй день, по программе – особенности работы представителей СМИ в ходе действий подразделений антитеррора при отражении нападения на военные объекты. Три подразделения журналистов погрузились в автобусы и выдвинулись на военный полигон понаблюдать за действиями спецподразделений.
Занятые обсуждением прошлого дня, невыспавшиеся курсанты вздрогнули от треска автоматных очередей. Автобусы встали. Свои намерения люди с автоматами изложили ясно:
– Это захват. Все из автобуса, головы опустить! – гремели приказы захватчиков.
Через секунду на глаза опустилась белая пелена… На голову накинули мешок, отобрали все, что было в карманах. Упирая ствол автомата в спину, повели в неизвестном направлении.
Стрельба практически около уха, запах пороха, побои и моральные оскорбления – все это довелось  испытать на себе каждому заложнику, реально побывавшему в плену. Теперь же эти «пряники» достались журналистам… Многие не выдержали реалистичности ситуации и сразу вышли из «игры». Другие впали в истерику. Третьи держали себя в руках, не давая захватчикам повода обращать на себя внимание.
– Ниже голову, собака! Что, не слышишь?
Очень простой вопрос. Но на него нельзя отвечать – неизвестно, как отреагирует человек с автоматом в руках… Молчание. Удар по спине. Остался жив! Справился! Иду дальше.

Приказано выжить
Такого не увидишь и в ночном кошмаре. Площадка после минометного обстрела… Захват здания вооруженными бандитами… Бой, во время которого репортеры прятались за спинами солдат.
Главное, что должен знать журналист, оказавшийся в самом пекле, – никакой репортаж не стоит человеческой жизни! Важно не только добыть информацию, но и довести ее до аудитории, а это можно сделать, только оставшись целым и невредимым. Кроме того, нужно помнить, что своими действиями ты можешь навредить военным и бойцам спецподразделений. Показав в прямом эфире передвижения последних, предупредишь противника и спутаешь карты «нашим».
…Идея основать учебно-практические курсы по экстремальной журналистике зародилась у военного офицера Геннадия Дзюбы, когда он вместе с товарищами воевал в Чечне, еще в 90-е. Тогда рядом с военными работали… и погибали репортеры. Из-за отсутствия элементарных поведенческих навыков в условиях войны они подставлялись под пули не только сами, но вынуждали идти на смерть и солдат.
Российские курсы «Бастион» впервые заявили о себе в 2006 году. Их организовали Союз журналистов Москвы и Ассоциация военной прессы при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. Подключились к обучению журналистов специалисты МО РФ, ФСБ, МВД, МЧС, МИД.
– Наша главная задача – научить представителей СМИ адекватно вести себя в зоне боевых действий и других ситуациях, где возникает опасность для жизни, – рассказывает Геннадий Дзюба. – От года к году мы совершенствуемся. Уникальность этого потока в том, что мы, помимо всего прочего, отрабатывали межведомственное взаимодействие журналистов, пресс-служб, операторов и фотографов.

За время двух чеченских кампаний погибло 30 российских журналистов.
Этого можно было избежать.

В этом году (2009), после сдачи зачетов, «корочки» журналиста-экстремала получили 86 представителей СМИ со всей страны – пятый поток стал самым массовым за историю курсов.

Автор: Денис БУХЛАЕВ, фото из материалов курсов / "Пензенская правда" 25 августа 2009, N 65

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное