Ветру навстречу…

Любовь Кузнецова, лучший врачЛучшим врачом года признана  Любовь Васильевна Кузнецова, заведующая нефрологическим отделением областной клинической больницы имени Бурденко

Она говорит, что считает больницу вторым домом и на пенсию уйдет только в том случае, если выгонят. Утверждает, что победа в конкурсе «Лучший врач года» стала для нее полной неожиданностью, она об этом и не мечтала.
– А о чем мечтаете? – подхватываю разговор.
– О том, чтобы люди заботились о своем здоровье и попадали к нам в отделение как можно реже.

Сила воли
Доктором Люба решила стать в пять лет. Не очень обычный выбор для деревенской девочки (семья жила в селе Лунинского района). Причиной всему была книжка Корнея Чуковского, любимая и зачитанная до дыр.
Но пешеход
с чемоданчиком черным
Ветру навстречу
шагает упорно.
Что ему стужа,
что ему ветер,
Если простужено
горло у Пети.

– Я тоже буду ходить с черным чемоданчиком, – говорила она маме.
– Хорошая профессия, – отвечала Клавдия Николаевна. – Только нужно много учиться.
Люба заспешила в школу. Никакие убеждения, что маловата она пока, не подействовали. Так и стала  первоклассницей в шесть лет.
Видно, медицина – ее истинное призвание, тот случай, когда мы говорим: «Это от Бога».  Любовь Кузнецова даже в мыслях ни разу не изменила своему решению. Шла к цели последовательно: после третьего класса настояла, чтобы родители отправили ее учиться в Пензу – «там педагоги сильней». Жила у тетки, плакала ночами от тоски по родителям, но каждое утро брала свой большой ранец и топала в школу. Взрослые только удивлялись воле и решимости худенькой девочки с большими глазами.
Следующей ступенькой была учеба в Пензенском мед­училище, затем – поступление в Самарский медицинский институт.
С дипломом врача Любовь вернулась в Пензу и начала работать в областной больнице. Причем так успешно, что когда в декабре 1987 года открылось отделение нефрологии, возглавить его предложили молодому доктору Кузнецовой.

Слушай сердцем
За месяц до этого на ее глазах от острой почечной недостаточности умер один из пациентов. В то время в Пензе спасти его было невозможно: необходимое оборудование имелось только в соседнем Саратове, и больных направляли туда. Успевали не всегда…
– Я понимала, что смерть этого мужчины – не наша вина, – говорит Любовь Васильевна. – Но очень переживала. К такому невозможно привыкнуть, да и нельзя! Врач ведь и сердцем лечит, а если оно очерствеет… 
Решение возглавить отделение далось нелегко – ответственность-то огромная! Хорошо, что рядом была Эмилия Ивановна Максимова, в то время главный терапевт и нефролог Пензенской области.
– Доверяй каждому слову пациента, – учила старшая коллега. – Никогда не подозревай его в лукавстве. Лучше пропустить одного симулянта, чем отказать в помощи действительно больному. Это останется на твоей совести до конца дней.
«Быть внимательной к пациентам», «воспринимать их боль, как свою» – эти советы Любовь Васильевна запомнила на всю жизнь. А еще:
– Больше читай. Ты должна быть в курсе всех событий – и в научном мире, и в политике. Чтобы при обходе могла поддержать беседу с эрудированными пациентами.
Словом, во всем – неформальный подход к делу. Такой сегодня встречается крайне редко. Бывает, придешь к доктору, он пишет что-то в пухлой карточке и, не отрываясь от нее, бросает тебе безразличное: «На что жалуетесь?». Даже в глаза не посмотрит.
–  Я с молодости усвоила: настоящий врач – профессионал плюс психолог, – говорит она. – Чтобы вылечить человека, я должна знать не только то, что у него происходит в почках, но и в душе. Если пациент мне доверяет – дело пойдет на поправку.
Этих принципов Любовь Николаевна придерживается в своей работе больше тридцати лет. Наверное, именно поэтому члены жюри конкурса «Лучший врач года» и выбрали ее победителем: давно идет слава о душевности и отзывчивости Любови Кузнецовой.

Верны вечно
Когда-то давно один из пациентов посвятил ей стихотворение, в котором были такие строки:
Своих друзей
в больных приобретете,
И будут вечно
вам они верны… 

Это верно: большинство постоянных пациентов Любови Васильевны стали ее друзьями. Вера Станчикова, например, каждое лето забирает ее маму к себе в деревню: Клавдия Васильевна, всю жизнь прожившая «на земле», теперь, в квартире, очень тоскует по «вольному воздуху». Алла Матвеева может приехать в гости даже без звонка – просто потому что соскучилась. В праздники телефон Любови Кузнецовой накаляется: она не успевает положить трубку, как раздается новый сигнал – кажется, пол-области хочет поздравить любимого доктора.
Многим людям она спасла жизнь в прямом смысле слова. Вот, например, история. Однажды в отделение нефрологии доставили человека с отравлением неизвест­ным ядом, которое дало серьезное осложнение на почки. Мужчина находился на грани жизни и смерти: персонал не отходил от него ни днем, ни ночью. Пока Алексея выхаживали, Любовь Васильевна узнала его непростую историю. Он рано остался без отца и матери, которые были страстными любителями крепких слов и напитков. Когда вырос, тоже пошел по наклонной. Ни семьи, ни своего угла, ни будущего.
– Мне так его жалко стало, что я расплакалась, – вспоминает Любовь Васильевна. – Мы всем отделением его и одевали, и обували, откармливали. А потом и закодировать решили. Он, когда выписывался, плакал, все порывался мне руки целовать.

Любовь Кузнецова, лучший врачНа радость людям
Возможности спасать жизни в отделении нефрологии сегодня гораздо больше, чем двадцать лет назад. Появились современные установки, которые позволяют дер­жать людей на искусственной почке: таких пациентов сейчас около сотни. А всего через отделение прошло 15 тысяч человек. Все они, пролечившись, обрели возможность вести практически полноценный образ жизни, нянчить детей и внуков, радоваться жизни.
Персонал отделения Любовь Васильевна набрала и вырастила сама. Наверное, именно поэтому кадровой текучки почти нет.
– Если люди от меня уходили, то только на повышение, – с гордостью говорит она.
Кузнецова никогда не повышает голос на подчиненных, считает, что нельзя унижать людей, с которыми работаешь.
В обычной жизни Любовь Васильевна любит готовить, принимать гостей и петь: когда-то она была солисткой хора имени Октября Гришина. И до сих пор ее любимые песни – гришинские.
Когда ее сын был маленьким, она купила ему книжку Корнея Чуковского… Сработало! Ныне Сергей Кузнецов окончил медицинский вуз и проходит интернатуру. Частенько мама доверительно берет его за руку и начинает говорить: «Доверяй каждому слову пациента…».

Автор: Ирина ПАРШИНА, фото Владимира Гришина / “Пензенская правда” 30 декабря 2008, N 104

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное