Удержите Синюю птицу

Даже талантливому и везучему человеку надо знать законы управления. Тогда птица удачи не вырвется из его рук

Вариться в собственном соку никому не пожелаешь. Чего хорошего? Варишься, варишься, а движения, которое есть жизнь, нет! Ладно, сам не движешься, а если ты руководитель, и из-за тебя, понимаешь, вся организация прокисает? Совсем уже плохо.
Выход между тем есть всегда. Учиться!
Эти простые мысли с глубоким подтекстом вызваны беседой сконсультантом по управлению, коучем, бизнес-тренером, кандидатом философских наук Галиной Сорокиной.

Раньше таких слов мы не использовали. Консультант – еще куда ни шло, а коуч – что это такое? На самом деле все просто: от английского слова, означающего «тренер». Так чему же учит человек, освоивший эти современные технологии?

– Цель управленческого консультирования – повысить эффективность работы организации, – объясняет Галина Сорокина. – Работать обычно я начинаю с руководством, с собственниками, чтобы выяснить, какие проблемы существуют в организации, как улучшить ее деятельность, вывести на новый уровень. Руководитель, он всегда реализует свою мечту через организацию,  поэтому состояние дел зависит от него в первую очередь. И если человек переживает кризис, это сказывается на делах. Но ведь мы всегда хотим оставаться в зоне комфорта и не признаемся себе в том, что что-то не так. Для этого нужен взгляд со стороны, нужно зеркало. Им-то и является консультант по управлению.

– Да все боятся критики, и я удивляюсь, кто же вас приглашает – самые продвинутые руководители?

– Консультант не критикует, он диагностирует проблемы и вырабатывает стратегию, помогает найти ресурсы. Он помощник. Если человек создал, возглавил какую-то организацию, он уже достоин восхищения, уважения. Я очень хорошо отношусь к предпринимателям. Всего 2 процента населения могут быть предпринимателями, и они кормят весь остальной мир. Поэтому их нужно любить, лелеять. А попасть в трудную ситуацию каждый может. Причем лично человек может этого не осознавать, но возникают проблемы в организации. И тогда консультант  берет на себя роль коуча и ищет выходы, выводит из ступора руководителя и всю организацию.

– Как это выглядит на практике?

– Например, собственник жалуется, что плохо работают руководители среднего звена или продавцы, в этом он видит причину всех неудач. А консультант выходит на истинные проблемы. Возможно, в организации нет четко разработанной стратегии, сотрудники не видят перспектив, а часто и смысла в своей работе. Или неправильно выстроена система стимулирования персонала, не выявлены настоящие потребности, мотивы. Есть трудовая мотивация – то, что побуждает человека работать, и есть система стимулирования – то, что руководитель должен выработать для подчиненных. Одним нужны только деньги, другим – особое отношение, признание заслуг. Система не всегда выстроена правильно. Консультант выявляет  это, работая с персоналом, и выстраивает систему мотивации, систему стимулирования в соответствии с теми внутренними мотивами, которые человека побуждают работать эффективно. Иногда руководителю приходится кардинально менять привычный стиль руководства. Например, авторитарный руководитель меняет свой авторитарный стиль руководства.

– Авторитарный – и меняет? Чудеса…

– Если хочет повысить эффективность работы. А коли он пригласил консультанта по управлению, значит, для него важны изменения. И он должен понять, что под прессингом человек работает на низшей планке своих возможностей, потому что у него нет потребности творить. Он никогда не перескочит эту планку, у него не будет выброса энергии, энтузиазма. Отпусти вожжи, убери прессинг – и человек раскроется. 

А иногда бывает, что добрый руководитель завышает зарплату сотрудникам, и это снижает эффективность работы. Переплачивать нельзя.

– Кстати, какой тип руководителя преобладает в Пензе?

– Авторитарный, и часто он оправдан, ведь мы так долго жили в авторитарном государстве.  Но очень много ищущих, развивающих себя, пробующих новые методы руководства. Кстати, самые продвинутые приглашают консультанта именно тогда, когда все замечательно. Обычный человек в состоянии успеха впадает в эйфорию, а мудрый понимает, что успех не может быть вечным, что нужно искать новые ресурсы.

– Сейчас принимается много перспективных проектов, а на стадии их реализации начинаются проблемы. Как выстроить этот процесс?

– Здесь используются управленческие технологии, позволяющие скоординировать деятельность исполнителей, повысить ответственность за результат. В процессе сессии или семинара меняется психология людей, они осознают собственные возможности и работают более эффективно на результат. Тогда проект, который принимается наверху, реализуется всеми исполнителями, организация начинает работать как система.

– Что нового появилось в консультировании в последнее время?

– Сейчас становится все больше обеспеченных людей, и они готовы платить не только за качественный товар и качественную услугу, но и за качество обслуживания. А вот с этим как раз проблема. Люди не хотят, чтобы к ним относились как к денежным мешкам. Необходим выход на более высокий уровень культуры обслуживания.  Носителем является абсолютно все: обстановка, атмосфера, отношение, даже состояние туалетной комнаты. Важно, как встретили, как посмотрели, что сказали. В некоторых организациях высокого уровня принято вставать, когда входит клиент. Естественно, это не остается незамеченным.

– Консультант может помочь организации выйти на более высокий уровень внутрикорпоративной культуры?

– Конечно. В крупных магазинах постоянно идет обучение, это чувствуется, это замечательно. Но все-таки сам процесс продажи оставляет желать лучшего, особенно в части работы с клиентом, который ожидает качественного обслуживания. У консультанта тут свои подходы, особая программа – обслуживание класса люкс. Она учит совершенно другим подходам к клиентам, а это — изменение в целом идеологии работы компании, мировоззренческих установок. Это можно назвать обучением искусству продавать роскошь.

Вот таков диапазон работы консультанта: он может вывести из кризиса организацию (торговую, производственную, административную, творческую); научить техническую фирму изобретать ноу-хау, а магазин, гостиницу, парикмахерскую или туристическое агентство – привлекать желанных клиентов; повысить эффективность работы чиновников.

– Законы управления работают в любой организации, хотим мы этого или не хотим, знаем мы об этом или не знаем, – подводит итог разговора Галина Сорокина.– Но лучше знать и управлять. Ведь успех нужен всем, и он достижим для каждого.

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное