Ученье требует призванья

День учителя. Сельский учитель. Пензенская обл.Доказано, что можно быть «продвинутым» человеком и отличным педагогом, даже живя в глубинке
Самая большая беда современной системы образования, на мой взгляд, заключается в том, что талантливая молодежь шарахается от работы в школе, как черт от ладана.

Почему так происходит? В первую очередь потому, что мы мыслим стереотипами, не всегда, кстати, правильными. Профессия учителя обычно характеризуется так: невоспитанные дети, низкая зарплата, постоянная нервотрепка, кипы тетрадей, нулевая отдача и удовлетворенность результатами труда. Не ходите, дети, в педагогику! Выберите себе лучше профессию, где можно проявить себя, где есть место поиску, инициативе, творчеству, переменам.
Стоп, а разве это не про педагогику? Именно про нее! Учитель истории из села Варыпаево Пензенского района Роман Греднев сумел это доказать на своем примере.

Неинтересного в мире нет
Этот человек находится на своем месте и искренне верит, что дело, которому он служит, – самое важное и ответственное на земле. За 12 лет преподавательской деятельности Роман Васильевич зарекомендовал себя человеком, небезразличным к истории родного края и России в целом.
Несколько раз его приглашали на конференции, проводимые Международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал» и фондом А. Д. Сахарова. По словам Греднева, это уникальная возможность встретиться с единомышленниками со всей России и стран ближнего зарубежья.
– Мы живем в разных местах, но волнует нас одно и то же, – убежден он.
Слушая рассказы Греднева о встречах с шахматистом Гарри Каспаровым, известным правозащитником Сергеем Ковалевым, уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, политиком Борисом  Немцовым, экономистом и журналистом Ириной Ясиной, руководителем высшей школы экономики Григорием Ясиным, о впечатлениях от спектаклей на Таганке и многом другом, невольно думаешь: «Вот тебе и глубинка! Она не то что не отстает, а во многом превосходит «продвинутые» города!».
Визитная карточка Романа Васильевича – краеведение.
– В истории нет неинтересных людей и событий, – считает он. – Есть безразличные учителя, которые ограничивают свой предмет страницами учебника или в лучшем  случае добавляют к ним библиотечные пособия. А научить по-настоящему любить историю, чувствовать связь времен и событий можно только открыв детям тайну: история затаилась рядом, она отражается в нашей жизни, быте, в судьбах родных и близких, в каждом прожитом дне…
Начинается все с экскурсий по, казалось бы, вдоль и поперек знакомому Варыпаеву, на которое дети начинают смотреть другими глазами, когда учитель проводит параллели между настоящим и прошлым. С этих прогулок и рассказов для ребят начинается понимание слова «Родина». Дети учатся бережно относиться к памяти прошлых лет и перестают считать свое село забытой точкой на карте.

Преданья старины глубокой
А что в первую очередь интересует ребятню? Конечно же, местные легенды и предания! Только с названием и происхождением села их связано немало. Согласно одной из них свое название местечко получило от разбойника – вора Пая, который со своей шайкой отличился во время  Азовского похода и в награду выпросил себе участок на берегу реки Няньги. По другой версии, для нужд российского флота здесь когда-то варили на паях смолу. Есть легенда, связанная с Пугачевым: он шел с отрядом казаков по столбовой дороге на Саратов (она проходила через еще сохранившееся село Волхон-Умет) и решил заглянуть в усадьбу барина Варыпаева. Узнав о приближении Емельяна Степановича, баре убежали в лес, а крепостные спрятали их детей – мальчика и девочку. Первому удалось спастись, а девочку казаки, по преданию, убили. Кстати, эту версию откорректировал сам  Александр Сергеевич Пушкин, когда исследовал историю Пугачевского бунта. Он нашел документы, где указывалось, что убита была старая барыня – Алена Савишна Варыпаева из села Чернавки (раньше оно находилось поблизости), а народными преданиями старушка превратилась в девочку.
Еще много интересного могут рассказать варыпаевские школьники о родном селе. Информацию о «делах давно ушедших дней» они черпают из трудов историка, «варыпаевского» краеведа  В. А. Бутова, или  в архивах. А вот XX век – практически целиком вотчина Греднева и его юных последователей.
– Роман Васильевич, что в истории прошлого столетия заинтересовало ребят больше всего?
– Любое исследование вызывает огромный интерес. Много материалов нами собрано по периоду Великой Отечественной войны. Вместе с ребятами мы восстановили списки погибших в годы войны жителей Варыпаево и обнаружили, что около полутора десятка имен на местном мемориале отмечены не были. Очень увлекла работа об умельцах села: мы проводили опросы, собирали поделки, материал о местных промыслах. 
Постоянный школьный проект – старинные вещи. Чего только в нашей коллекции нет – утварь, посуда, монеты. Недавно у одного их жителей села обнаружили уникальное издание – книгу на иврите. Будем выяснять ее историю.

Заявить России о себе
Роман Греднев и его ученики – постоянные участники ежегодной областной конференции «Моя малая родина» в селе Степановка. Но в последнее время  со своими исследованиями они стали выходить и на российский уровень – приняли участие в конкурсах «Живые голоса истории», «Земля родная». В 2007 и 2008 годах на всероссийском конкурсе «Человек в истории России. Россия – XX век» работы варыпаевских  школьников  попали в число 100 лучших исследований по России.
Не отстает от них и сам Роман Васильевич. Среди наиболее ярких достижений – победы в областном конкурсе «Педагогический олимп» в 2006 году и ежегодном конкурсе лучших учителей в  рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году. Дважды – в 2008 и в 2009 гг. – Греднев становился лауреатом конкурса, проводимого фондом А.Д.Сахарова, «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
Что тут скажешь: Роман Васильевич и его ученики живут активно, интересно, умудряясь одновременно находиться в курсе и настоящего, и прошлого. А ведь для варыпаевцев исследовательская работа сопряжена с определенными трудностями. Например, чтобы достать необходимые документы, надо выезжать в Пензу – это деньги, работа в архиве и снова деньги.
И все же они не оправдывают бездействие оторванностью от «большого» мира, как это любят делать жители глубинки.  Отдельное спасибо, считает Роман Греднев, надо сказать Интернету, который проник в самые захолустные уголки России и позволяет постоянно дер­жать руку на пульсе событий.

Не хлебом единым
В конце нашей беседы я, отчаянно боясь разрушить очарование этого человека, все-таки задала вопрос  о зарплате. Ведь это одна из главных причин ухода мужчин (да и женщин) из педагогики. На
7 тысяч рублей, которые в среднем получает учитель, особенно не развернешься – не построишь дом, не купишь машину. Даже детей вырастить, и то  сложно. Но Роман Греднев не разочаровал.
– Полторы ставки, внеурочные занятия плюс  с семьей держим подсобное хозяйство – на жизнь хватает, – рассуждает он. – А что до роскоши, то давно мечтал о машине, но никак не получалось. В прошлом году выиграл в конкурсе «Лучший учитель», добавил немного к премии и купил автомобиль. Так что пути исполнения желаний могут быть разными. Всех денег не заработаешь, зато мне интересно работать, я вижу отдачу. И вообще, школа – мое призвание...
«Ученье требует призванья», – эти слова принадлежат Владимиру Далю,  он даже включил их в свой толковый словарь как пример использования слова «учить». И сегодня это утверждение не потеряло своей актуальности. Ведь, по большому счету (прошу прощения за стереотипное мышление), – это не профессия, а состояние души. Как бы хотелось, чтобы таких педагогов по призванию в пензенских школах было больше. Особенно мужчин!

Мне интересно работать, я вижу отдачу. И вообще, школа – мое призвание...

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 2 октября 2009, N 76

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное