Суди по делам их

Пензенской области не нужны шабашники из-за границы. Нужны грамотные специалисты и высококвалифицированные рабочие

Пензенской области нужны 5 тысяч иммигрантов. Об этом заявил недавно губернатор Василий Бочкарев. По его словам, только работящие переселенцы из Средней Азии с детьми могут спасти вымирающие села, где сейчас в основном остались лишь старики и пьющие.

Но готово ли общество к такому развитию сюжета? Пензенцы не очень-то любят чужаков. Знаменитое «Понаехали!» звучит с завидной регулярностью. Своих-то сограждан из других регионов не жалуем, что уж говорить о кавказцах или выходцах из Средней Азии! Хотя сами восстанавливать села не хотим. Как в известной поговорке: сам не «ам» и другому не дам.

Заявление губернатора вызвало неоднозначную реакцию не только среди пензенцев, но и среди официальных лиц. Один высокопоставленный чиновник выразил опасение, что приток мигрантов может спровоцировать рост преступности.

Так нужны нам мигранты или нет? Эту проблему на днях обсуждали на «круглом столе» в редакции «ПП».

Круглый стол по вопросам мигрции населенияВсе не так, ребята…

Миграция населения началась не вчера и не сегодня. На протяжении веков люди перемещались внутри государства и за его пределы. Проблема возникает, когда уменьшается численность населения и пустующие территории в стране занимают чужаки. Так, например, произошло в Римской империи, куда пришли варвары – германские племена.

– Работящие мигранты нам очень нужны, и спорить с этим глупо. Другое дело – как люди относятся к приезжим со смуглым цветом кожи и другим разрезом глаз, – говорит главный специалист отдела по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Управления внутренней политики правительства Пензенской области Дмитрий Мурашов. – Различные социологические опросы, кстати, показывают, что большинство россиян вполне лояльны к представителям других национальностей. Они прекрасно понимают, что человека судят по его делам. А остальные, на мой взгляд, подпадают под влияние экстремистов разных мастей, которые разжигают страсти вокруг мигрантов, используя давнюю фобию – страх перед чужим. Это с их подачи в газетах или на телевидении появляются антииммигрантские материалы, в которых предельно сгущены краски. И создается впечатление, что у нас весь народ не любит кавказцев и азиатов.

В мире и согласии

– Я не согласен, когда жителей Пензенской области обвиняют в нетерпимости к приезжим, – говорит замглавы Иссинской районной администрации Николай Хрипунов. – Мы пригласили в Иссу 37 жителей Дагестана. Правда, они граждане России, но выглядят непривычно, разговаривают на чужом языке. Приобрели 8 домов, обзавелись личным подсобным хозяйством, открыли два КФХ. В общей сложности у них 100 голов КРС, половина – дойное стадо. Работают спокойно, мирно сосуществуют с местным населением. Ни о каких конфликтах на национальной почве я не слышал.

В Иссинском районе живут и три семьи врачей из Таджикистана. До их приезда жители района страдали от недостатка квалифицированной медицинской помощи. Благодаря иммигрантам теперь полностью укомплектован штат районной ЦРБ. Одной семье администрация купила квартиру, другим – снимает жилье, третьи обзавелись домом на собственные средства.

В селе Онучино Каменского района какое-то время назад демографическая ситуация была аховая. Собирались закрывать школу. А сохранить ее удалось благодаря детям выходцев из Армении. Армяне, вековые единомышленники и спутники России, приехавшие в область в начале 90-х, осели у нас и работают на благо области.

– Я в Каменке живу уже 18 лет, у меня трое детей. Девочки уже разговаривают по-армянски с русским акцентом. И между прочим, мигранты из Средней Азии, поток которых увеличился в последние полтора года, считают нас, армян, коренным населением, – смеется генеральный директор ООО «Водострой» Ашот Алабян. – Знаете, какая общая проблема есть у всех предпринимателей из провинции, независимо от национальности? Правильно, нехватка рабочих рук. Я каждый год приглашаю в Каменку по 10 человек из Армении.

Кстати, председатель правления Армянской национально-культурной автономии Пензенской области Генрих Мурадян утверждает, что армяне так легко приживаются в России потому, что у нас схожий менталитет. И русский язык им легче дается, чем другим иностранцам.

Нужны грамотные и подготовленные

Но, безусловно, не все так безоблачно в мигрантской среде. Как справедливо заметил помощник депутата областного Законодательного собрания коммунист Олег Селезнев, люди к нам приезжают разные и далеко не все с благими намерениями.

– Я согласен с вами, – отвечает начальник Управления федеральной миграционной службы по Пензенской области Михаил Салмин. – Большинство хотят честно работать. Но есть и другая категория. За шесть лет, что я нахожусь на своем посту, иностранцами в Пензенской области совершено 91 преступление, в отношении иностранцев – 11. И то большинство преступлений совершают свои же, друг у друга воруют. 8 уголовных дел по незаконному обороту наркотиков возбуждено в отношении граждан Таджикистана.

Частенько иностранцы норовят обойти закон, покупая «левые» разрешения на работу, а не оплачивая их официально. Не участвуют в социальных программах, вывозя за рубеж огромные суммы денег. Многие бывшие республики СССР сегодня живут за счет денег, которые привозят и пересылают гастарбайтеры из России.

– А сколько правонарушений встречается среди местных работодателей, использующих нелегальную рабочую силу! Еще Маркс сказал, что капиталист ради получения прибыли пойдет на любое преступление, – добавляет Михаил Алексеевич. – Наши бизнесмены не торопятся выводить зарплату из тени, не хотят платить налоги и обеспечивать работникам все положенные законом социальные гарантии. Набирают сезонников из Средней Азии, те по полгода вкалывают от зари до зари, порой в самых скотских условиях, а потом либо гроши получают, либо их просто выбрасывают без зарплаты. Хорошо, если деньги на обратную дорогу останутся. Подобные случаи были в Никольском районе, в Шемышейке, Иссе и Лунино.

К счастью, сейчас ужесточилось административное законодательство в части использования нелегального труда, штрафные санкции достигают 800 тысяч рублей. В судах Пензенской области прошло уже несколько таких дел. Некоторым нечистоплотным работодателям придется выплатить штраф в сумме 400 тысяч рублей.

Существует еще одна проблема, связанная с миграцией: снижается интеллектуальный потенциал страны. Из России уезжают умные, талантливые люди. А приезжают в большинстве своем работники с низкой квалификацией. Те же сезонники из Средней Азии.

По словам Михаила Салмина, Пензе сегодня нужны грамотные специалисты, высококвалифицированные рабочие. По последним данным службы занятости, в области сегодня имеется около 75 тысяч вакансий.

Михаил Алексеевич вышел с предложением создать единый центр УФМС и службы занятости. Чтобы все вакансии были расписаны: указано, где именно есть рабочие места, каковы условия проживания, какая зарплата, чтобы была создана система «одного окна» при оформлении документов на временное проживание. Человека, приехавшего работать в Пензенскую область, должны уже на вокзале встречать представители центра, помочь ему с документами и организовать его доставку к месту работы.

Так поступил областной Минздрав, когда в сельскую местность понадобилось пригласить медиков из ближнего зарубежья. С каждым врачом, как со штучным товаром, работали. Тогда не будет соблазна для всякого рода посредников, обещающих быструю регистрацию за дополнительную плату.

– Я сейчас воюю с представителем узбекской диаспоры, который с каждого своего соотечественника собирает по 1000 рублей за оформление документов. Якобы у него блат в миграционной службе и со мной он на короткой ноге. А люди приезжают забитые, обездоленные, не разбираются, что к чему, вот он на этом и играет.

Бывшие наши

Но, может быть, нам стоит вспомнить о русскоязычном населении, которое после падения СССР волей обстоятельств осталось за кордоном? Ведь в бывшие союзные республики уезжали высококвалифицированные специалисты и рабочие. Поднимали целину, строили атомные электростанции, помогали братским народам восстанавливать после землетрясения Ташкент, Ашхабад, Спитак. А в начале 90-х, когда поднялась волна национализма, они были вынуждены бежать на родину. Опасаясь за свою жизнь, с грошами в кармане бросали благоустроенное жилье. В России им все приходилось начинать с нуля.

Некоторые уехать не смогли. У кого-то не хватило средств, кто-то уже ассимилировался среди коренного населения. Многие до сих пор ищут Отечество. Немало из них и уроженцев Сурского края. Опять же, они и по менталитету нам близки – не придется адаптироваться.

 – Я разговаривал с одним русским специалистом из Средней Азии, – вспоминает Олег Селезнев. – Он говорит, что и рад бы вернуться в Пензу, но боится приехать в никуда. На те деньги, что он выручит за продажу квартиры там, приличное жилье у нас не купишь. Да и заработок (пусть не очень большой, но стабильный) есть. А в Пензе ему даже этого никто не гарантирует.

Чтобы русскоязычное население возвращалось в страну, надо создавать для людей надлежащие условия, предоставлять хорошие дома, а не развалюхи, нормальную работу.

Олег Иванович не единожды высказал мысль о том, что местная власть должна более плотно работать по привлечению высококвалифицированных специалистов. В частности, организовать свои регулярные представительства в тех странах, откуда планируется приглашать людей на работу, чтобы на месте разобраться, кто есть кто. Выезд на места уже приносит свои плоды. Именно после визитов губернатора Пензенской области Василия Бочкарева и его зама Елены Столяровой в Среднюю Азию наш регион получил около 200 высококвалифицированных врачей и учителей из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Но, как рассказал Михаил Салмин, в бывших союзных республиках уже поняли ситуацию и не стремятся отпускать эту категорию граждан. Стараются создать такие условия, чтобы люди не хотели никуда уезжать.

Те еще законы

Михаил Алексеевич считает, что миграционное законодательство по отношению к уроженцам России должно быть более мягким.

– Люди и так настрадались, а мы им чиним всевозможные препоны.

И рассказал душераздирающую историю. Одна семья в советское время уехала в Узбекистан из Малой Сердобы. А сейчас захотела вернуться на родину. По бывшему паспорту гражданина СССР из Узбекистана не выедешь. Люди вынуждены были оформить вид на жительство и получить статус лица без гражданства. По закону эта категория не имеет права въезжать в Россию без визы.

Сначала семья решила отправить в Малую Сердобу младшего 20-летнего сына. По приезду парень подал документы на оформление временного проживания. Опять же, по закону вопрос рассматривается в течение 2-х месяцев. За это время у парня закончилась виза. А закон требует, чтобы он вернулся в Узбекистан и ждал решения там. Тетка собрала парню деньги на билет. Он доехал до казахской границы… И там его высадили из поезда, так как он не имеет транзитной казахской визы.

Молодой человек на перекладных добрался до Малой Сердобы.

– Они с теткой пришли ко мне и со слезами бухнулись в ноги. Я чуть сам вместе с ними не заплакал. Ситуация абсурдная! Теперь парню нужно ехать в Москву, в посольство Казахстана, получить транзитную визу и опять ехать в Узбекистан. Что за дурь! Только после моего письма в ФМС России парню в порядке исключения продлили визу до получения разрешения на временное проживание. А ведь такая же участь ждет его родителей и сестру! Нужно однозначно менять законодательство.

Они нам не враги

В народе бытует мнение, что трудовые мигранты в скором времени заполонят всю область и вытеснят коренное население. Простите, а кого вытеснять-то? В какое село ни приедешь – одни женщины и пенсионеры остались. Случись пожар, потушить некому будет – мужики сплошь в Москве да на Севере. Десятки тысяч гектаров земли пустует – обрабатывать некому. Демографы говорят, что если уровень смертности и рождаемости в Пензенской области останется на том же уровне, то лет эдак через 150 почти все пензяки исчезнут.

И, между прочим, мигранты к нам не очень-то стремятся. Как отмечают ученые-экономисты, на мировом рынке трудовой миграции Россия занимает далеко не лидирующее место. В лучшем случае мы можем рассчитывать на гастарбайтеров (в народе – шабашников), которые будут приезжать для выполнения каких-то ограниченных по времени работ.

А чтобы не оскудела людьми российская земля, нам нужен приток постоянных жителей. Может, хватит бросать косые взгляды на приезжих? И такие они, и сякие, живут своей общиной, по своим неписаным законам, русским языком плохо владеют. Так они не дураки, чувствуют, как к ним относятся. Поэтому и не стараются с местным населением сближаться. А кто из нас сделал хоть один шаг к тому, чтобы помочь мигрантам (которые честно трудятся и, между прочим, исправно платят налоги в областной бюджет) освоиться в незнакомой среде, перестать чувствовать себя чужаками?

Так давайте менять отношение к приезжим – они нам не враги. Мы с ними одно дело делаем – сохраняем Сурский край.

Цифры

Поток иммигрантов в Пензенскую область увеличивается с каждым годом. За шесть месяцев текущего года число въехавших людей выросло более чем на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 1500 человек увеличилось количество легальных мигрантов.

Сегодня в Пензенской области 75 тысяч вакансий. Другими словами, экономике не хватает целого города, сопоставимого по населению с Кузнецком.
Чтобы вернуть русскоязычных соотечественников, нужны большие финансовые вложения. Чтобы в России им жилось гораздо лучше, чем в Узбекистане или Таджикистане.
Михаил Салминпрямая речь

Михаил Салмин:

– Люди и так настрадались, а мы им чиним препоны.


Дмитрий МурашовДмитрий Мурашов:

– Работящие мигранты нам нужны, и спорить с этим глупо.



Генрих МурадянГенрих Мурадян:

– У русских и армян схожий менталитет.

 



Олег СелезневОлег Селезнев
:

– Чтобы русские возвращались, надо создавать им условия.




Ашот АлабянАшот Алабян
:

– Мои дочки уже говорят на родном языке с русским акцентом.

Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное