Перед тем как сесть за штурвал самолета, пилоты месяцами «летают» на симуляторах. Сегодня и рабочие профессии требуют такой подготовки И это понятно: для эксплуатации дорогостоящей техники мало иметь теоретическую подготовку – важна практика. Такую систему обучения взяли за основу в Пензенской государственной технологической академии. Перед началом «общения» с промышленными станками студенты будут практиковаться на компьютерных комплексах-эмуляторах, исключая возможность поломки дорогостоящего оборудования.Современное машиностроительное производство переориентируется на получение высокой точности, производительности, экономичности. Предприятия переходят на оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ). Заостряется вопрос о подготовке специалистов для его обслуживания.
В теории…– Сложность в том, что производители выпускают станки с разными системами управления. Самые распространенные – Fanuc, Siemens и Hidenhain, – рассказывает заместитель заведующего кафедрой технологии общего и роботизированного производства ПГТА Александр Нелюдов. – Чтобы готовить специалистов разного уровня (от рабочего до технолога-программиста), надо закупить целый парк оборудования. Но это нереально для вуза. И тогда ректор академии Василий Моисеев, человек прогрессивный, продвинутый, принял решение о создании учебного центра. Приобрели интерактивный класс. Тут и компьютерные модули, и учебный станок. И там, и там можно менять рабочие панели и разрабатывать проекты в нужной системе управления. – Тут будут учиться студенты четвертых-пятых курсов, – продолжает рассказ Александр Нелюдов. – Кроме того, будем заниматься переподготовкой специалистов с предприятий. К слову, и преподаватели прошли спецкурсы. В этой лаборатории очень молодой коллектив.
…и на практикеВведение в процесс обучения интерактивного класса, уверяют специалисты, сработает на качество подготовки специалистов-технарей. Конечно, и до этого преподаватели давали студентам основы программирования по системам управления. Но знания были чисто теоретические. Студенты писали программы, преподаватели их проверяли. На практике плоды своей работы не видел никто.– Использование этого класса позволяет программировать реально. Студенты будут приобретать навыки по набору программ на самом станке, – гордится доцент кафедры ТОРП Виталий Голубовский. – Эмуляторы полностью соответствуют расположению кнопок на любом промышленном станке.– Получается, что перед ними реальный агрегат со своим характером и привычками?– Так и есть. Каждый борд содержит органы управления учебным станком. Кроме этого, студенты могут работать автономно: написать программу и посмотреть, как она действует прямо на дисплее компьютера. Используется анимация, и ребята видят, как бы это выглядело на станке. При этом программа все просчитывает. Может выдать сообщение о столкновении инструмента с заготовкой, недорезе или других сбоях. После того как все отработано на компьютере, можно сделать и реальную деталь на станке. Это полный цикл – от составления программы до изготовления образца.…Вот бы и в политике так: написали реформу, прогнали модель на виртуальном государстве, подумали еще раз… Это мечты, лирика, что называется. А в ПГТА сейчас ведется последняя отладка десяти рабочих мест и самого станка – токарного обрабатывающего центра. Начало занятий в интерактивном классе планируется уже в этом семестре.
Справка «ПП»В ПГТА студенты начиная с четвертого курса переходят на вечернее обучение. Днем многие работают по специальности. В основном в качестве операторов станков с ЧПУ. Поэтому сейчас многие хотят пройти полный курс обучения на новом оборудовании, ведь это еще один шаг в карьере специалиста-универсала. К тому же по окончании двухнедельных занятий парни получают свидетельство о повышении квалификации – и это еще будучи студентами!
Автор: Денис Бухлаев / "Пензенская правда" 23 октября 2009, N 82
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER