Полет … на токарном станке

Перед тем как сесть за штурвал самолета, пилоты месяцами «летают» на симуляторах. Сегодня и рабочие профессии требуют такой подготовки

И это понятно: для эксплуатации дорогостоящей техники мало иметь теоретическую подготовку – важна практика. Такую систему обучения взяли за основу в Пензен­ской государственной технологической академии. Перед началом «общения» с промышленными станками студенты будут практиковаться на компьютерных комплексах-эмуляторах, исключая возможность поломки дорогостоящего оборудования.

Современное машиностроительное производство переориентируется на получение высокой точности, производительности, экономичности. Предприятия переходят на оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ). Заостряется вопрос о подготовке специалистов для его обслуживания.

В теории…

– Сложность в том, что производители выпускают станки с разными системами управления. Самые распространенные – Fanuc, Siemens и Hidenhain, – рассказывает заместитель заведующего кафедрой технологии общего и роботизированного производства ПГТА Александр Нелюдов. – Чтобы готовить специалистов разного уровня (от рабочего до технолога-программиста), надо закупить целый парк оборудования. Но это нереально для вуза. И тогда ректор академии Василий Моисеев, человек прогрессивный, продвинутый, принял решение о создании учебного центра.

Приобрели интерактивный класс. Тут и компьютерные модули, и учебный станок. И там, и там можно менять рабочие панели и разрабатывать проекты в нужной системе управления.

– Тут будут учиться студенты четвертых-пятых курсов, – продолжает рассказ Александр Нелюдов. –  Кроме того, будем заниматься переподготовкой специалистов с предприятий. К слову, и преподаватели прошли спецкурсы. В этой лаборатории очень молодой коллектив.

…и на практике

Введение в процесс обучения интерактивного класса, уверяют специалисты, сработает на качество подготовки специалистов-технарей. Конечно, и до этого преподаватели давали студентам основы программирования по системам управления. Но знания были чисто теоретические. Студенты писали программы, преподаватели их проверяли. На практике плоды своей работы не видел никто.

– Использование этого класса позволяет программировать реально. Студенты будут приобретать навыки по набору программ на самом станке, – гордится доцент кафедры ТОРП Виталий Голубовский. – Эмуляторы полностью соответствуют расположению кнопок на любом промышленном станке.

– Получается, что перед ними реальный агрегат со своим характером и привычками?

– Так и есть. Каждый борд содержит органы управления учебным станком. Кроме этого, студенты могут работать автономно: написать программу и посмотреть, как она дейст­вует прямо на дисплее компьютера. Используется анимация, и ребята видят, как бы это выглядело на станке. При этом программа все просчитывает. Может выдать сообщение о столкновении инструмента с заготовкой, недорезе или других сбоях. После того как все отработано на компьютере, можно сделать и реальную деталь на станке. Это полный цикл – от составления программы до изготовления образца.

…Вот бы и в политике так: написали реформу, прогнали модель на виртуальном государстве, подумали еще раз… Это мечты, лирика, что называется. А в ПГТА сейчас ведется последняя отладка десяти рабочих мест и самого станка – токарного обрабатывающего центра. Начало занятий в интерактивном классе планируется уже в этом семестре.


Справка «ПП»

В ПГТА студенты начиная с четвертого курса переходят на вечернее обучение. Днем многие работают по специальности. В основном в качестве операторов станков с ЧПУ. Поэтому сейчас многие хотят пройти полный курс обучения на новом оборудовании, ведь это еще один шаг в карьере специалиста-универсала. К тому же по окончании двухнедельных занятий парни получают свидетельство о повышении квалификации – и это еще будучи студентами!

Автор: Денис Бухлаев / "Пензенская правда" 23 октября 2009, N 82

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER