Обновление

Предприятия машиностроения вступают на путь техперевооружения, однако для этого требуются крупные инвестиции

Спросите руководителя любого машиностроительного предприятия:

что необходимо, чтобы выпускаемая продукция отвечала требованиям мировых стандартов? Необходимо техперевооружение, — таким будет подавляющее большинство ответов. Так ответил на мой вопрос несколько лет тому назад и генеральный директор специального конструкторского бюро турбонагнетателей (СКБТ) Виктор Алексеевич Киреев. В то время возглавляемый им коллектив (а это свыше четырехсот человек) плюс производство турбокомпрессоров были отторгнуты от Пензенского дизельного завода и переживали трудные времена. Необходимо было одновременно и строить,

и разрабатывать новые виды изделий,

и выпускать готовую продукцию.

Как бы ни было трудно, но экзамен на самостоятельность коллектив выдержал с честью. О вчерашних трудностях Виктор Алексеевич уже и не вспоминает, его мысли устремлены в завтрашний день.

— В 2007 году мы увеличим производство продукции минимум в два раза, — сказал он.

Этот мощный рывок — закономерный результат техперевооружения. На первый взгляд может показаться, что речь идет только о замене старого оборудования на новое. Но это слишком узкое толкование термина. Что такое техперевооружение на самом деле, подробно рассказал мне технический директор ОАО «СКБТ» Геннадий Владиславович Тарабрин.

Кстати, в свое время мне довелось познакомиться с его отцом, Владиславом Андреевичем Тарабриным, — знатным бригадиром слесарей-сборщиков дизельного завода. Прошло более 30 лет, а ветеран и сегодня наведывается на родной завод и в СКБТ — помогает советами.

Так вот, техперевооружение, по крупному счету, начиналось с укрепления «тылов». Производство турбокомпрессоров находилось в тупике тепловой магистрали от ТЭЦ, а это означало, что люди зимой работали в телогрейках.

— Между прочим, плату за якобы отпущенные килокалории с нас брали по полной программе — то есть по диаметру тепловой трубы, — заметил Тарабрин.

Ясно, что такое «теплоснабжение» никого не устраивало. Было принято решение строить свою котельную. Она была введена в эксплуатацию в 2002 году, и люди вздохнули облегченно — ведь работать в тепле одно удовольствие. К тому же стоимость тепла в отличие от ТЭЦ на своей котельной сократилась многократно.

Обеспечение электроэнергией раньше осуществлялось также через заводскую подстанцию, которая нередко ограничивала потребности СКБТ. Решение было аналогичным — нужно строить свою подстанцию. В октябре текущего года состоится ввод ее в эксплуатацию.

Завершая тему обеспечения производства энергоносителями, Геннадий Владиславович добавил еще одну деталь: СКБТ не зависит от завода даже по водоснабжению. Казалось бы, мелочь, но это такая «мелочь», которая иногда «ставит на уши» все производство.

Решение проблемы устойчивого энергообеспечения было хоть и крупной, но не единственной задачей. Во что бы то ни стало надо было создать собственную испытательную базу. Одно дело — испытывать турбонагнетатели в реальных производственных условиях — на судах, железнодорожных локомотивах, малых электростанциях. СКБТ имеет связь с эксплуатационниками и получает от них полезную информацию о «поведении» своих турбокомпрессоров в различных условиях работы. Но для производителя не менее (если не более) важно испытывать свои детища еще до их отгрузки потребителям, а также провести научно-исследовательские, конструкторские и экспериментальные работы по совершенствованию систем турбонаддува.

Мечта, которую долго лелеял Виктор Алексеевич, в текущем году сбылась: наконец-то построена и приступила к работе испытательная станция, аналогов которой в Европе точно нет. В частности, использована новая оригинальная конструкция.

Что касается кооперации по изготовлению комплектующих деталей и узлов, то и в этом СКБТ теперь ни от кого не зависит.

— Литье нам охотно поставляют заводы Пензенский и Краснодарский компрессорные, Балаковский дизельный, сейчас размещаем заказ на поставку стального литья на Пензенском литейно-арматурном заводе, — сообщил Тарабрин.

Один из острых вопросов, которые сегодня волнуют машиностроителей, — это стареющий на глазах парк металлообрабатывающих станков. В СКБТ не ждут, когда наше российское правительство «распечатает» так называемый стабилизационный фонд, а используют свои и заемные деньги и активно обновляют станочный парк. Только недавно была законтрактована поставка партии станков с ЧПУ из Германии. В получении инвестиций активно помогает правительство области. В частности, заместитель председателя правительства В.Б. Чарушин.

Кроме закупки новых станков, а их приобретено около трех десятков, здесь используют и другой канал — капитальный ремонт и восстановление отслуживших свой срок станков. Например, около десятка единиц технологического оборудования за последние

2 года отремонтировали в ПО «Старт» (г. Заречный).

Техперевооружение, как уже говорилось, — емкое направление. Кроме обновления парка станков и оборудования, оно предусматривает освоение новых и модернизацию выпускаемых изделий.

— Ежегодно на серийное производство ставим 3—4 новых модели турбокомпрессоров, — сказал Геннадий Владиславович. — Это диктуется тем, что изменяются технические характеристики дизелей, в составе которых работают наши турбокомпрессоры. А они работают и в теплых странах, и в северных широтах.

Умело решают в СКБТ и кадровые вопросы. Несмотря на то, что в областном центре заметно ощущается дефицит высококвалифированных кадров рабочих профессий, станки с ЧПУ здесь не простаивают.

Сложнее с инженерно-техническими работниками: программистами, технологами. А между тем уровень заработной платы здесь ощутимо выше, чем в среднем по машиностроению города. Что стоит за этим? Недоработка системы профессионального образования или что-то еще?

Автор: Александр ЗАХАРОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное