Не до джипа — быть бы живу

Не помышляя о прежних гигантских объемах, фермеры по мере сил пытаются оживить село. С целью поддержки КФХ в области действовала «Программа развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянско-фермерских хозяйств на 2003—2005 гг.». Аналогичная программа стартовала в этом году и рассчитана на срок до 2008 года. Благодаря этим программам фермеры могут получить кредит на приобретение скота и возместить часть средств, потраченных на приобретение кормов.  С весны 2006 года КФХ могут получить кредиты и в рамках национального проекта «Развитие АПК» под 14% годовых.

Причем 12% из них субсидируются из федерального и областного бюджетов.

Когда опускаются руки

Казалось бы, все хорошо, работай на здоровье. Но на деле все оказывается не так гладко и просто. Глава КФХ «Вика» Городищенского района Юрий Манахов фермером стал 14 лет назад. Глаза горели, хотелось действовать. Все поля бы перепахал и засеял.  Если не все, то хотя бы те 310 га, что взял на обработку, да и кредиты буквально навязывали. Но не рискнул начинающий фермер замахнуться на новенький «Дон-1500» за миллион рублей. Теперь жалеет. Технику в итоге пришлось купить «хорошо б/у». Каждую из своих машин знает до винтика — тысячу раз перебирал вручную. И хотел бы взять кредит на новую, но не тут-то было.

Когда обратился Юрий Иванович со своей проблемой в Россельхозбанк, то понял, что ему ничего не светит. Во-первых, нужно было показать доход не менее 3 миллионов рублей да предоставить в залог технику не старше

5 лет. А где ж ее взять, эту технику, если именно для ее приобретения и нужен кредит? Обращался Манахов и в Сбербанк, но максимум, что смог получить — 150 тысяч на неотложные нужды на общих основаниях. Правда, появился шанс переоформить этот кредит как льготный и компенсировать часть затрат.

— Знаете,  с каждым годом все больше убеждаюсь, что моя работа — это не движение вперед, а бег на месте, — с горечью говорит Юрий Иванович. — Вроде бы и стараюсь — пашу, сею, но результата нет. Да какой результат? На все 310 га мощности техники не хватает. В деле только 125 га. Увеличить? Простая арифметика: для обработки 40 га земли нужно 120 тысяч рублей. Значит, обработка 80 га потребует 240 тысяч, и урожайность увеличится. Ответ неверный — необходимо 350 тысяч. Дело в том, что техника не выдерживает, и вместо ожидаемой прибыли обнаруживаются неприятные сюрпризы в виде бесконечных простоев и ремонта.

«Эй, коммерсант, ты когда джип купишь?» — подшучивают односельчане, видя Манахова, проезжающего на старенькой ржавой «Ниве». Рад бы, да не на что. Как не на что? Реализовал урожай — и купайся в деньгах. Не получается. Какая прибыль, если государство устанавливает цены на пшеницу, к примеру, 2,80 за килограмм. А в урожайный год и того меньше. Затраты бы компенсировать.

В этом году у Юрия Ивановича новая напасть. Почва в районе не ахти какая, но дотошный фермер вычитал про новую методику обработки. Загорелся идеей. Несколько лет применял на практике. Урожая в этом году ждал с особым нетерпением, планировал получить по 25 ц с гектара! И вот же невезение — град. Он прошел полосой аккурат над полями Манахова, похоронив под собой надежды на урожай, его реализацию и соответственно на прибыли. Ну а нет прибыли — нет новых запчастей, солярки.

— Часто смотрю телевизор и слышу, как областные чиновники клеймят фермеров. Дескать, не хотят и не умеют они работать. Пусть приедет ко мне такой чиновник на лето. Поживет, поборется за урожай. И при этом пусть советует мне, что и как нужно делать. А еще лучше — не надо ничего советовать. Дайте мне пару единиц техники в кредит. Причем так, чтобы расплачиваться можно было не живыми деньгами, а продукцией. Вот тогда можно было бы вздохнуть. А пока руки опускаются от невозможности изменить ситуацию, — говорит Манахов.

Но детище свое Юрий Иванович все равно не бросит. Если честно, то на него все село Юлово надеется. Вспашка, посев, сбор урожая, погрузка, перевозка — мало ли забот в деревне. Все идут к Юрию Ивановичу. Он еще никому не отказал, а самое главное — не обманул. «Не болтун», — коротко, но точно характеризуют его односельчане.

Прыткий «Окунь»

Есть такой же незаменимый человек и в Вышилее того же Городищенского района. Колхоз «Гигант» тихо вымирал. До боли жалко стало свою родную деревню Николаю Петровичу Паршину. Так появилась идея создания КФХ «Окунь». Сфера деятельности этого крепкого хозяйства отнюдь не разведение рыбы. Хотя начало было положено именно организацией пары прудов неподалеку от Вышилея.

А потом рыбу сменила гораздо более крупная живность — коровы, овцы, свиньи. Благо база для этого была: все бывшие колхозные помещения сохранились во вполне приличном виде. Есть мастерские и даже столовая, где рабочие (а их 25 человек) два раза в день бесплатно питаются. Поголовье бывшего совхоза не только сохранилось, но и увеличилось. Теперь в «Окуне» 191 голова КРС, 86 свиней. Получаемое молоко реализуют сами в Пензе. Излишки сдают в ОАО «Молком». Получают живые деньги.

Техника, конечно, не самая новая, но с ее помощью посеяно 350 га озимых, вспахано 250 га зяби. Сейчас вся она готова к зимнему хранению. За комбайнами и тракторами есть кому последить — главный инженер Николай Ошкин (как, впрочем, и другие работники) имеет  стаж несколько десятков лет. Ими, а также другими специалистами, в «Окуне» дорожат: двум дояркам даже купили дома в Вышилее, лишь бы они пошли работать в хозяйство.

— Все это заслуга Николая Петровича, — убежден управляющий Владимир Дмитриевич Земляков. — Если бы не он, то и деревни уже не было бы.

Свои проблемы Николай Петрович решает сам, посильно помогая развитию сельского хозяйства в районе.

КФХ в цифрах

Всего на территории нашей области в начале года насчитывалось 2232 крестьянско-фермерских  хозяйства, занимающихся животноводством и растениеводством. Основной проблемой, стоящей на их пути, фермеры считают недостаточно отлаженный механизм выдачи кредитов. Слишком много бумаг и условий для получения, которые порой сложно выполнить. А иногда людям просто не хватает информации.

Тем не менее многие ощутили поддержку областного правительства. В прошлом году фермеры получили товарные кредиты на приобретение скота на 114 млн. рублей. Еще 14 миллионов выдано в этом году. Так что теперь можно вести речь не о неуклонном падении поголовья скота, а о постепенном его увеличении.

Если то, что делают фермеры, приносит положительные изменения, значит, люди могут и хотят работать. Главное, эту охоту не отбить, не допустить, чтобы энтузиазм угас. Помочь, если есть необходимость. Ведь своей подчас не очень заметной работой фермеры участвуют в реализации приоритетного национального проекта. А большое, как известно, складывается из малого.

 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное