Музей забытых вещей и неугасающей надежды

У Петр Харитонов - заслуженный изобретатель РФ, доцента кафедры физики ПГТАзаслуженного изобретателя РФ, доцента кафедры физики Пензенской государственной технологической академии Петра Харитонова в школьные годы была большая любовь.

Девочка жила по соседству. Молодой человек приходил к ней в гости, и они слушали приемник «Балтика». Зеленый огонек его панели таинственно светился в полумраке. И казалось: впереди – только небо, только звезды, только счастье… 
Когда уже взрослый Харитонов, инженер, увидел такой приемник в комиссионке, сердце его дрогнуло.
Потом  (тоже отчасти из-за ностальгии по юности) он приобрел приемник «Звезда» 1953 года выпуска. Увидел его в магазине другого города, где был проездом.

Экспонаты по объявлению

«Балтика» и «Звезда» положили начало коллекции старых вещей.  Харитонов продолжал собирать уникальные вещи, свидетельствующие о гении человеческом, способном понять, угадать, открыть нечто такое, что станет вехой в техническом развитии человечества. Сегодня у него их более 300.
За неимением другого помещения, музей разместился непосредственно в жилище своего создателя.
Компас мастера ШвабеЕсть среди экспонатов и такие, от которых словно бы веет историей. Греческая аптекарская ступка, датированная 950-м годом новой эры. Вакуумный насос, изготовленный в 1895 году поставщиком двора его Императорского Величества мастером Швабе. Этот свидетель развития цивилизации с незапамятных времен пылился в сарае у одного из пензяков, пока последний не прочитал объявление в газете о том, что есть желающий приобрести старинные вещи. Насос достался физику за приличные по тем временам деньги – 250 тысяч неденоминированных рублей.

Голоса из прошлого

Когда вещей накопилось изрядное количество (а период активного их сбора пришелся на 80 – 90-е годы), Петр Харитонов организовал несколько выставок своих лучших экс­понатов. Массового паломничества зрителей не случилось, но ценители порадовались.
Например, некий дальнобойщик, проезжавший мимо Пензы, услышав рекламу по радио, специально завернул на выставку. И все задумчиво говорил потом хозяину вещей, что словно бы видит ауру каждого экспоната и слышит голоса тех людей, которые к ним прикасались.
Кому Петр только ни писал, дабы воплотить мечту о музее техники в реальность. В очередной раз объяснял, что подобный музей – это наглядное пособие по истории науки, которое учит людей мыслить, вдохновляет дерзать.

Доски в заборе

Один из экспонатов коллекции Петра ХаритоноваНо чиновники остались глухи к его призывам.
– Я не в обиде, – говорит ученый. – Когда в стране не платят зарплату, без старых приемников вполне можно обойтись. Вроде бы… Но, думая только о сиюминутной выгоде, решая кратко­срочные проблемы, мы в итоге имеем то, что имеем. Сегодня в России патентуется 28 тысяч изобретений, а в США – 228 тысяч, в Китае – 240 тысяч.
По словам Харитонова, изобретение – это своего рода доска в заборе для защиты интересов государства от внеш­неторговой интервенции. Трудно прорваться со своими товарами в те страны, где они уже запатентованы, – нет прорехи в заборе. В итоге мы проигрываем конкурентам.
Впрочем, идея музея еще не умерла. Сегодня пензенские предприниматели предлагают проект создания городского учебного инновационного центра. Вот туда Харитонов, не раздумывая, отдал бы всю свою коллекцию.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное