Легко ли быть террористом?

Несколько недель назад наша газета попробовала выяснить, насколько Пензенская область защищена от возможных террористических актов. Познакомившись с заместителем губернатора по антитеррористической безопасности Владимиром Нозиковым, я узнал, что антитеррористическая работа ведется. Правда, пензенские сотрудники спецслужб и силовики стараются держаться в тени. Возможно, из тактических соображений, возможно, просто по привычке, но, скорее всего – чтобы не будоражить и без того издерганных жизнью пензенцев.

Однако на прошлой неделе руководство областной антитеррористической Комиссии, которая координирует деятельность спецслужб по противодействию терроризму, решило немного развеять таинственность.

Мне позволили внедриться на день в состав оперативной группы, которая проверяет защищенность различных организаций от возможных терактов. Так список из сотрудников ФСБ, УВД и МЧС впервые пополнился корреспондентом «Пензенской правды». 

 

Объект выбран Чем больше жертв теракта, о которых рассказывают по телевидению и в газетах, тем ближе оказываются террористы к своей главной цели – тотальному страху, который, при умелом использовании, становится мощным политическим оружием.

Примерив логику террористов на себя, сотрудники Антитеррористической комиссии обозначили для проверки несколько объектов с местами массового скопления людей. Окончательный выбор пал на самое большое девятиэтажное здание, принадлежащее самому крупному вузу области  -  на восьмой корпус Пензенского госуниверситета.

«Что толку взрывать первый или третий корпус? Народу немного, и стены прочные, кирпичные, метр толщиной. А вот эта панельная коробка, где в учебное время бывает по нескольку тысяч человек – совсем другое дело», — пояснил один из моих новых коллег.

Чтобы проверка максимально приблизилась к боевым условиям, было решено сначала здание «взорвать», а потом посмотреть, как оттуда будут эвакуироваться люди. Естественно предполагалось, что взрыв будет условным, а эвакуация – настоящей.

Предварительная разведка донесла, что во всех учебных корпусах ПГУ осуществляется круглосуточное дежурство вахтеров. Кроме того, в каждом из зданий установлена тревожная кнопка, а территория ПГУ курируется двумя постами, где дежурят работники частного охранного предприятия. Профессиональным охранщикам помогают студенческие оперотряды. На первый взгляд – все очень серьезно. 

Однако, погуляв по территории, мы выяснили, что в выбранное нами здание можно попасть сразу несколькими способами: через центральный вход и через входы двух соседних корпусов (корпуса соединены проходами).

Фактически воспрепятствовать проникновению посторонних могут только бабушки-вахтеры. Но делают они это очень неохотно.

Один из членов опергруппы, одетый в гражданское молодой человек, получил полиэтиленовый пакет с объемной коробкой – муляжом бомбы. Его задача – пройти через вахту, подняться на второй этаж и незаметно оставить пакет в людном месте.

 

Дом непуганых студентов

Посовещавшись, мы выбрали самый короткий путь – через проходную восьмого корпуса.

В вестибюле, кроме вахтера, нас встретили несколько крепких молодых людей (обычно бабушка-вахтер сидит в одиночестве). Они загородили проход двумя партами, и, пропуская по одному, с серьезным видом проверяли студенческие билеты. Там же на вахте через систему видеонаблюдения просматривались все этажи здания.

Сложилось впечатление, что к нашему приходу тщательно подготовились. Чуть позже это впечатление подтвердилось словами Владимира Нозикова: «Поверь, мы умеем обеспечивать конфеденциальность. Но сегодня эта задача не стоит. Это оперативный эксперимент, который дает возможность администрации принять привинтивные меры безопасности. Нам нужно узнать, насколько хорошо сотрудники вуза могут подготовиться к потенциальному ЧП».

Итак, для чистоты эксперимента мы условились: никаких удостоверений.

Первое препятствие – неожиданная подмога на вахте. Настоящий террорист, конечно, мог бы изготовить поддельный студенческий билет. Но зачем такие сложности. Наш человек, которому было поручено исполнять роль террориста, поступил проще: засунул в пакет с «бомбой» свернутый лист ватмана и уверенной походкой направился к охранникам. Поравнявшись с ними, приветственно кивнул головой и быстро поднялся вверх по лестнице.

Я чуть не подавился от смеха: один из охранников кивнул «террористу» в ответ, другой даже не поднял головы.

На втором этаже обозначилось следующее препятствие. Коридор оказался заполненным студентами: кто-нибудь из них наверняка может увидеть, как посторонний человек подкладывает рядом с толпой странный предмет. 

Как бы не так! «Террорист» спокойно выпил в буфете чашку кофе, там же оставил свой пакет и гуляющей походкой начал бродить по коридору. Он несколько раз прошел по «заминированной» территории, но ни один человек не обратил внимания ни на него, ни на одиноко стоящий пакет. Система видеонаблюдения, видимо, тоже не сработала.

Наконец, устав от бессмысленных прогулок, наш «террорист» сам позвонил в милицию и сообщил, что в здании находится бомба.

Через минуту раздались три звонка (сигнал об эвакуации). Но студенты эвакуироваться почему-то не спешили: кто-то допивал свой кофе, кто-то продолжал читать или беседовать.

Наконец, в коридоре появился сотрудник службы охраны, который уже словами объяснил студентам, что надо покинуть коридор. Те, не спеша и переругиваясь, начали спускаться по лестнице.

Через несколько минут «заминированный» и опустевший, было, коридор снова наполнился людьми: эвакуировались те, кто сидел на том же этаже в аудиториях и не слышал звонков. Еще через несколько минут народ повалил с верхних этажей: там звонков тоже не слышно, поэтому об опасности студенты узнали лично от работников службы охраны.

Пока одни студенты спускались по лестнице, другие пытались усесться на опустевшие лавочки (прямо возле пакета с «бомбой»).

Через пятнадцать минут после сигнала тревоги эвакуация почти полностью завершилась. В здании, кроме нас, остались лишь сотрудники службы охраны и… особо настырные студенты, которых охрана уже силой спускала с лестницы.

В это же время перед университетом выстроились машины МЧС, «Скорой помощи», газовой службы и ФСБ. Выяснилось, что вплотную к стенам здания подъехать невозможно из-за бетонных ограждений клумб. А длины самой большой лестницы (такой лестницей в Пензе оборудована только одна пожарная машина) хватает лишь до 6 этажа.

Если бы в момент ЧП студенты на трех верхних этажах оказались «отрезанными», например, из-за пожара, то они смогли бы рассчитывать лишь на чудо.

Через некоторое время машины спецслужб разъехались, а студенты разбрелись по своим делам. Так закончилась очередная проверка готовности к потенциальному теракту.

 

От ПГУ до обладминистрации Заклеймить позором ПГУ было бы легко, но бессмысленно. Сотрудники антитеррористической комиссии, проведя проверку, пришли к выводу, что руководители этого вуза, в отличие от своих коллег, искренне пытаются следовать всем правилам безопасности, но сталкиваются с обычной для Пензы проблемой: нехваткой денег.

В десятом корпусе ПГУ впервые в Пензе был введен электронный учет всех входящих и выходящих из здания. Подобные системы в ближайшее время будут введены и в остальных корпусах. Ну а пока – вся надежда на бабушек-вахтерш.

Почему вместо бабушек на вахту не посадили кого-нибудь посолиднее?

По словам проректора по безопасности ПГУ Юрия Клочкова, никто, кроме бабушек, не хочет работать за полторы тысячи рублей в месяц. Больше платить вуз просто не может.

К концу года планируется полностью отгородить территорию Университета забором и организовать наблюдение по периметру. Пока же вся окрестная территория охраняется несколькими ЧОПовцами и студенческими оперотрядами.

От услуг вневедомственной охраны Университет отказался еще три года назад. Причина та же – нехватка денег. Хочется надеяться, что до тех времен, пока деньги на безопасность найдутся, в ПГУ ничего не произойдет.

Кстати, если вы думаете, что восьмой корпус ПГУ – это единственное исключение из правил, то сильно ошибаетесь. От террористов, несмотря на все усилия, плохо защищены даже места, где бывают первые лица области.

В день проверки ПГУ мы собрались на стоянке напротив областной администрации. Кому-то из нашей группы бросилась в глаза такая картина: где-то с краю, на фоне блестящих иномарок, стоял неприметный, потертый УАЗик. Не знаю уж чем, но ребят эта машина сильно заинтересовала. Как выяснилось, не напрасно.

Не успели мы подойти к подозрительной машине, как на нашем пути оказался взволнованный охранник, который рассказал, что УАЗик на стоянке оказался еще до его прихода (ночью стоянка не охраняется). Поэтому владельца машины он не видел.

Как и положено по инструкции, охранник сообщил об увиденном в Ленинский РОВД. Там заявку приняли, но, даже спустя 3 часа, никаких мер не последовало.

Я заглянул внутрь машины: пустой салон, одно из сидений разложено. Как знать, может быть, на разложенном сиденье кто-то спал ночью – хотя при нулевой температуре на улице это несколько странно – а может быть, под его спинкой что-то спрятано.

Например, там легко бы поместились несколько килограммов взрывчатки, мощное подслушивающее устройство или снайперская винтовка.

Кстати, благодаря настойчивости нашей группы, выяснилось, что машина принадлежит окрестному дворнику, который приехал на работу чуть свет. Правда, это выяснилось только к обеду.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное