Кто идет защищать Россию?

У этих ребят патриотизм заложен в генах. Они, без преувеличения, и есть цвет нации

Начавшийся месяц назад осенний призыв в Вооруженные силы заставил меня задуматься о том, что я не просто мама, а мама мальчика. И через каких-то пять лет моему сыну тоже придет повестка из военкомата.

На днях я спросила свое чадо:
– Ты еще не решил, куда хочешь поступать после школы?
– Я, мам, в армию пойду. Отслужу, а там видно будет.

Я поразилась, насколько уверенно он сказал. Видно было, что это не сиюминутный порыв, а взвешенное для подростка решение.

– Но армия – это не игрушки! К ней надо готовиться.
– А ты думаешь, я просто так в секцию каратэ записался?

Доигрались

Не помню, кто это сказал, но попал в точку: «Патриотизм – здоровое чувство, присущее любому нормальному человеку».

Действительно, только благодаря этому чувству мы наконец опомнились: до чего страну довели! А до этого свыше десятка лет соревновались в том, кто поизощреннее унизит свою Родину, не понимая, что тем самым унижаем самих себя.

Об армию вытирали ноги – и позволили иностранным политикам всерьез рассуждать о том, что негоже России владеть такой огромной территорией.

Как вспоминает председатель общественной комиссии по борьбе с коррупцией по Пензенской области ветеран-афганец Юрий Сергеев, для его поколения было делом чести отслужить срочную. В СССР не служили только дефективные. Была гордость за страну, за то, что все делают одно общее дело. А солдат­ское братство означало брат­ство навек.

– Бардак в стране, начавшийся в 90-х, привел к тому, что сегодня в Вооруженных силах 38 процентов призывников имеют различные ограничения по состоянию здоровья, – констатирует Юрий Викторович. – Каждого второго нельзя отправить в режимные части, так как ему опасно доверять оружие и боевую технику. 1,5 процента солдат страдают недостатком веса, 5 процентов до призыва стояли на учете в милиции, 9 процентов пробовали наркотики, 45 процентов регулярно употребляли алкоголь. 21 тысяча солдат в нынешнем году досрочно уволена в запас по состоянию здоровья. Из них 8200 — по психическим болезням!

Отчего это произошло? Понятно, что здоровых ребят вообще стало меньше. Но дело еще и в том, что богатым по­зволили откупать своих сыновей от воинской обязанности. А за них служат мальчишки из бедных и неблагополучных семей. Некоторые за всю жизнь досыта не ели, какое там здоровье!

Кстати, призывать лиц с судимостью перестали лишь весной этого года.

Цвет нации

И тем не менее армию страна сохранила. Во многом благодаря небольшой прослойке здоровых духом молодых ребят, у которых патриотизм заложен в генах. Их можно смело назвать цветом нации.

Эти парни не изучают справочники по болезням и льготам, не шарят по Интернету в поисках пособия «1000 и один способ откосить от армии». Они так же, как их отцы и деды, убеждены: если не служил в армии, то какой ты мужик? Они не разглагольствуют по поводу того, что государство им что-то должно и служить в армии – значит защищать зажравшихся олигархов. Они идут и служат. Потому что Родина для таких ребят – это не Кремль, не президент, не государственный гимн и даже не русские березки, а их семья.

Как для 23-летнего судебного пристава, студента юрфака Романа Савиодного из самых молодых кавалеров ордена Мужества. Награду ему вручили в 21 год. Служил в спецназе ВДВ, принимал участие в боевых операциях. В 2003-м в составе группы специальной разведки попал в окружение возле поселка Тазенкала Веденского района, был тяжело ранен, но не сложил оружия. Вместе с сослуживцами держал оборону около 10 часов, пока не пришло подкрепление.

– Как можно «косить» от армии?! Случись что, я смогу защитить своих маму, папу и брата. Причем профессионально, – говорит Роман.

Впрочем, насчет брата он несколько переборщил. Андрей Сави сам сейчас служит срочную.

Как бороться с «неуставом»

В армии, как и во всей нашей жизни, есть плюсы и минусы. В разные периоды на первый план выходит то одно, то другое. Сейчас это дедовщина, которой до замирания сердца боятся в первую очередь матери.

– Государство не дает гарантий, что вернет мне сына живым и здоровым. Достаточно того, что мы видим по телевидению и читаем в газетах про службу в армии и дедовщину. А о чем мы даже не догадываемся? – возмущается пензячка Наталья Матюкина, мама 15-летнего подростка.

Трудно возразить. В октябре этого года только в воин­ских частях Пензенской области погибли двое солдат срочной службы. Один покончил жизнь самоубийством, второго застрелил подчиненный. А по данным Пензенского областного комитета «Солдатская мать», в армии ежегодно погибают 15 — 20 военнослужащих из нашего региона. Основные причины смерти – болезни и суицид.

– Складывается впечатление, что с дедовщиной бороться невозможно, – говорит Людмила Пляцева, председатель Пензенского областного комитета «Солдатская мать». – А я уверяю, что можно и нужно! Мы должны улучшать правовую защищенность военнослужащих и сделать гражданский контроль над воинскими частями системой. В каждом районе должны появиться общественные приемные, где граждане могли бы получить консультацию по призыву и прохождению службы. Если ребята будут приходить в армию со знанием элементарных правил защиты собственных прав, чести и достоинства, они не станут мириться с издевательствами и унижениями. И «деды» будут знать, что бесчинство им с рук не сойдет.

Роман Сави говорит, что «неустав» в той или иной мере распространен везде. И элитные войска, где служил он, не являются исключением.

– Для морально и физически слабых ребят дедовщина – тяжкое испытание. Они и не выдерживают — бегут, стреляются.

Вот именно — для слабых. Касается это, в основном, городских жителей, у которых физподготовка зачастую выражается в сидении за компьютером. Добавьте сюда привитые не слишком умными родителями снобизм, сознание собственной исключительности и полную безответственность. Судьба таких мальчиков в армейских подразделениях незавидна. Но из них, по словам бывалых солдат, получаются самые сволочные дембеля, которые потом по полной отыгрываются на молодых. Словом, замкнутый круг! Выйти из него можно, только если каждый новобранец будет подготовлен к службе.

Но, как бы там ни было, к чести Пензенской области, наши парни в армии были и остаются на хорошем счету. Их охотно берут в элитные подразделения, в президентский полк.

Лишний раз убеждаешься в том, что в сурском крае физической подготовке и патриотическому воспитанию уделяется должное внимание.

Взять хотя бы ОМОДовцев с их командиром – ветераном Афганистана и Чечни Юрием Красновым. Все ребята, что прошли подготовку под его руководством, и сейчас служат в армии, числятся одними из лучших в своих подразделениях. Благодарности от начальства приходят регулярно и в ОМОД, и родителям солдат.

ОМОДовец Владимир Агеев ждет отправки к месту службы со дня на день. В этом году он закончил Пензенский филиал СГА и, как положено по закону, тут же был призван в Вооруженные силы.

– У нас в Кузнецке от армии бегать не принято. Я считаю, лучше сейчас отслужить, через год вернуться и найти работу, чем каждые полгода ждать повестки. И пройти школу жизни ни одному мужчине не помешает.


Мнение

Министр образования и науки Пензенской области Олег Мельниченко:

– Часть войск, таких  как внутренние войска, ВДВ, авиация и флот, мы должны комплектовать по контракту и платить служащим соответственно. Наемная армия – дорогая армия.  Сегодняшние войны  высокотехнологичные и опираются на дистанционный характер ведения,  на массовый ракетный удар и удар авиации. Мы должны учитывать этот фактор. А с другой стороны – понимать, что протяженность наших границ, характеристика наших соседей не позволяют нам отказаться от призыва. Должна остаться всеобщая воинская подготовка в мотострелковых подразделениях.

Автор: Наталья СИЗОВА, фото автора и Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное