Главное – видеть цель

Десять лет назад губернатором Пензенской области стал Василий Бочкарев.
Что произошло за эти годы? Как изменилась губерния? Какими стали мы?

Уже в конце 90-х было понятно: чтобы в область пришел бизнес со своими капиталами, надо возрождать аэропорт. Но как? Ни денег, ни летчиков, ни самолетов, ни взлетно-посадочной полосы…

-В начале 90-х высоко­классные летчики стали получать зарплату в два раза меньше, чем водители троллейбусов, – вспоминает бывший пилот Пензенского объединенного авиаотряда Рудольф Немаев. – Потом нам вовсе платить перестали. Летчики были вынуждены оставлять любимую работу, уходить в другие авиаотряды, в торговлю, заниматься частным извозом и охраной. Их по­ставили на грань выживания. Некоторые сломались и спились. Я считаю уничтожение авиаотряда настоящим преступлением.
В былые времена из Пензы ежедневно совершалось свыше трех десятков рейсов. В конце 80-х годов аэропорт был на подъеме, приносил прибыль. Работали 70 самолетов АН-2, задей­ствованных в малой авиации (санитарные полеты, обработка полей),
16 самолетов АН-24 на пассажирских перевозках, 4 самолета АН-12, занятых на международных грузовых перевозках, и уникальный самолет АН-26, работавший по программе «Циклон».
Но в тяжелые для всей страны 90-е годы пассажирские и грузовые авиаперевозки сошли на нет. Постепенно распался авиаотряд, теряли квалификацию пилоты, устаревали и распродавались собственные самолеты, зарастали травой взлетные полосы… Образовалась огромная задолженность по расчетам за энергоресурсы, зарплате, выплатам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Последний на тот момент рейс состоялся в 1997 году.
Без сбоев работала только система аэронавигации, выделившаяся в 1993 году из Пензенского объединенного авиаотряда в отдельную структуру. Она обслуживала и продолжает обслуживать воздушные трассы, связывающие Украину и Урал, Западную Европу и Азию.

Неужто полетели?

В 1999 году судьбу воздушных ворот Пензы решили налоговые органы. Объединенный авиаотряд был объявлен банкротом.
Но губернатор упорно искал инвесторов, которые бы возродили аэропорт. В 2001-м вроде бы забрезжила надежда. Инвестор нашелся. Он выкупил аэропортовский комплекс, за исключением взлетно-посадочной полосы, которая является федеральной собственностью. Согласно условиям договора купли-продажи от инвестора требовалось выполнение социального заказа – возобновление пассажирских и грузовых авиаперевозок. Инвестор торжест­венно, при большом скоплении народа и СМИ пообещал к концу 2001 года полностью подготовить аэропорт к приему регулярных транзитных авиарейсов.
Но, как оказалось, нового хозяина интересовал лишь склад ГСМ, доброт­ный, удобный, вместимостью около
10 тысяч тонн. Вокруг нефтехранилища и крутился весь бизнес. Аэропорт же продолжал загибаться.
Инвестор зашевелился только после того, как губернатор Василий Бочкарев жестко потребовал от него исполнения обязательств по договору – возобновления авиаперевозок.
Наконец в 2002 году на пензенском летном поле приземлился АН-24, выполнявший рейс Саранск – Пенза – Сочи. Шуму было много. Ради этого торжественного события в Пензу прибыл даже начальник Приволжского управления воздушного транспорта Минтранспорта России.
Но самолеты гудели над Пензой недолго. Сделать пассажирские перевозки регулярными инвестору оказалось не под силу – он оказался несостоятельным в финансовом плане.

Ренессанс

Создавшаяся ситуация очень беспокоила губернатора Василия Бочкарева.
Именно по инициативе областной власти было принято беспрецедентное по тем временам решение: в 2003 году  аэропорт сделали филиалом Транспортного управления правительства Пензенской области. В том же году на средства областного бюджета на сумму в 31 млн. рублей было реконструировано здание аэровокзала.
Возглавил аэропорт руководитель центра аэронавигации Юрий Осколков, работающий в этой системе более 30 лет.
– Мы оперативно взялись за дело, – рассказывает Юрий Иванович. – Пригласили авиационных специалистов, направили их на переподготовку, привели работу всех служб в соответствие с требованиями сертификации. И с
15 октября 2003 года возобновили авиаперевозки. Из Пензы в Москву и обратно стали регулярно летать самолеты
ЯК-40. Летом добавились рейсы в Санкт-Петербург и Сочи. Сегодня рейсы на Москву стали рентабельными, нехватки пассажиров мы не ощущаем.
Как вспоминает директор ОАО «Биосинтез» Александр Черницов, в то время занимавший пост первого заместителя губернатора, перед правительством области встала задача добиться того, чтобы аэропорт включили в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России», рассчитанную на
2002–2010 гг.
– Под лежачий камень вода не течет. И нам пришлось немало потрудиться, чтобы убедить федеральных чиновников в необходимости этого шага, – говорит Александр Иванович. – Несколько лет пришлось потратить. Программа постоянно пересматривалась. Василий Кузьмич неоднократно выезжал на переговоры с тогдашним министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом. Но мы видели цель! И в 2006 году Пензенский аэропорт был включен в программу.
На федеральные деньги планируется реконструировать и расширить аэродром, удлинить взлетно-посадочные полосы, построить грузовой, аэровокзальный и гостиничный комплексы.
По словам Юрия Осколкова, аэропорт будет использоваться как транзитный – для перевозки пассажиров и грузов внутри России, как запасной – для аэропортов Московского аэроузла и аэропортов Поволжья. Запланировано выполнение чартерных пассажирских рейсов в ближнее и дальнее зарубежье по заявкам туристических фирм. А в дальнейшей перспективе – получение статуса международного аэропорта и эксплуатация как транзитного для чартерных грузовых авиарейсов иност­ранных компаний.
– Проект претворяется в жизнь, мы полностью освоили все средства, отпущенные на 2006 – 2007 годы, – говорит Юрий Осколков.
В ближайших планах аэропорта – замена самолета (полеты осуществляет Бугульминская авиакомпания), выполняющего рейсы в Москву, на самолет большей вместимости, что должно дать больший приток пассажиров и уменьшить время в пути до 1 часа (сейчас оно занимает 1 час 30 минут).
Впереди на четыре года

В 2007 году правительство России издало закон о передаче аэропортов из федеральной соб­ственности в собственность или управление субъектов РФ. В Пензенской области это было сделано по инициативе губернатора Василия Бочкарева в 2003-м!

Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке