Без души нельзя согреться

Мы часто говорим, что любим свою Родину. А любим ли мы сограждан и готовы ли при необходимости поступиться ради них своим индивидуализмом?

Одно из местных СМИ выдало информацию: в Лунино 400 семей «отрезаны местной администрацией от тепла, замерзают в своих квартирах». Как говаривал незабвенный Глеб Жеглов из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»: «Да-а…  Дело дрянь. Трибуналом пахнет!»
На месте выяснилось, что слухи о массовом оледенении в рабочем поселке Лунино сильно преувеличены.

История вопроса

Еще в 2002 году несколько лунинских предпринимателей установили в своих квартирах газовые котлы. Во-первых, топить можно, когда хочешь, хоть летом. Во-вторых, сущест­венно – в три-четыре раза – снижается плата за отопление.
Пример оказался настолько заразительным, что местная администрация стала думать, как переводить граждан на индивидуальное отопление не отдельными квартирами, а целыми домами. Чиновников подстегивало то, что изношенность теплоцентрали  приближалась к критической отметке, а в бюджете финансы пели романсы.      
В 2005 году на индивидуальное отопление перешли 313 семей, в 2006 – 222, в 2007 году – 170. Сегодня в 57 домах пользуются «собственным» теплом жильцы 822 квартир. А 9 семей «не подсуетились». И, поскольку этой осенью прежняя система централизованного отопления приказала долго жить, они остались без тепла. Всего 9, а не 400 семей!

Старая закалка

В 2007 году на установку индивидуального отопления в квартирах через Пенсионный фонд в бюджет Лунино поступило 2 млн. 175 тысяч рублей. Благодаря этому 145-ти неработающим пенсионерам было возвращено по 15 тысяч рублей.
Супруги Гурьяновы под эту программу, к сожалению, не попали. Им пришлось самим оплачивать все расходы. Копили, экономили, сын помог.
Вообще-то поначалу Сергей Иванович скептически отнесся к нововведению. Система централизованного отопления – советское детище, а для бывшего завотделом пропаганды райкома партии все советское свято. Но чиновники админист­рации встречались с пенсионером, разъясняли все плюсы и минусы «индивидуалки», и два года назад Сергей Иванович, так сказать, приобщился к прогрессу. И не пожалел. 
– В 2005 году с учетом положенной мне 50-процентной льготы я платил 500 рублей, – рассказывает он. – Сейчас – 200. Почувствуйте разницу!

Ошибочка вышла

Семья Лариных
живет в трехкомнатной квартире. Бабушка с дедом (оба предпенсионного возраста), дочь Ирина Корнюшкина с мужем и двое детей, один из которых грудничок. Это Ирина заявила журналистам, что ее дети в квартире замерзают.
– Ну, не замерзают, нам выделили электрообогреватель, – пошла на попятный Ирина. – Но разве он согреет трехкомнатную квартиру?
В доме у Лариных – характерная обстановка для семьи, члены которой страдают известным российским недугом. Грязь, неустроенность, разбросанные вещи…
Местные власти, жалея детей, предложили выход: пусть муж Ирины, здоровый неработающий молодой мужчина, устроится в систему ЖКХ, тогда можно будет провести отопление за счет средств предприятия.
Но, как выяснилось, Ларины чувством ответственности уже прониклись.
– Трубы и котел закупили, в ближайшее воскресенье приедут братья, помогут. А вообще-то мы журналистов не вызывали.

Довели до больницы

У Фаины Алексеевны  Чипериной самая красивая в подъезде дверь. В трехкомнатной квартире сделан ремонт, на крыше – спутниковая антенна-тарелка.
– Ремонт сделали дети, – объясняет она. – А моя зарплата в центре детского творчества – 5 тысяч рублей. Как жить на такие деньги?
Фаина Алексеевна отказывается брать ссуду в банке и просит администрацию, чтобы ее квартира отапливалась, как раньше. Хотя бы в этом году. А в следующем она решит проб­лему.  
– Я осталась без тепла, – жалуется женщина, – потому что чиновники не провели со мной разъяснительную беседу! Из-за них у меня случился сердечный приступ, и я ушла на больничный.
– Теперь, – продолжает возмущаться Чиперина, – мне остается только поставить буржуйку, сфотографироваться и отправить снимок в программу «Человек и закон».
Фаина Алексеевна намерена записаться на прием к прокурору области и отправить жалобу президенту России.
Остался без отопления и глухонемой мужчина, живущий в одиночестве. Даже с учетом дотации в 15 тысяч рублей он не в состоянии оплатить работы, а родственники ему в этом не помощники. 
Но есть среди «замерзающих» и довольно состоятельные граждане. Юрист, например.
Он настаивает, что власти не имели права лишать его централизованного отопления. Подумаешь, теплоцентраль сгнила, а денег на ее восстановление в бюджете нет! Пусть ведут «воздушку» от новой трубы, которую за свой счет провели четыре Лунинских предприятия и которая отапливает социально значимые объекты поселка. Труба обошлась предприятиям в 2,3 млн. рублей, «воздушка» – это еще сотни тысяч. Но юрист непреклонен и говорит, что подаст на администрацию в суд.

Я и мы

Ситуация в Лунино, увы, не уникальна. Сегодня вся область, вся страна приспосабливается к новым реалиям жизни. Многие предприятия на селе закрылись, люди уехали в крупные города, старые изношенные системы центрального отопления оказались слишком громоздкими и убыточными.
Лунино — частный случай большой российской проблемы, а именно: насколько каждый из нас готов смирять свою гордыню во имя общего дела.
Планируется, что в мае 2008 года мы будем сами выбирать себе управляющие компании, сами нести все расходы и заботы о доме.
Что делать, если ваш сосед не захочет платить, скажем, за освещение подъезда, как все? Скажет: «Не буду!», и что дальше? Как заставить его уважать мнение коллектива? Выставить из кондоминиума? А если этот сосед – неработающая многодетная мать?
И все же – какой выход из ситуации в рабочем поселке Лунино? Когда 9 семей получат тепло?
Ответил глава администрации Федор Юров:
– Будем работать с людьми, уговаривать, искать приемлемые для обеих сторон варианты.          

С переходом на индивидуальное отопление плата за тепло снижается в 3 — 4 раза.

Мнения

Начальник главного управления МЧС России
по Пензенской области Михаил Носачев:

– Ситуация была не аварийная,  ибо людей заведомо и настойчиво предупреждали о грядущих переменах. А вообще, в любых случаях, угрожающих безопасности и здоровью граждан,  надо звонить по телефону «01». В области создана система быстрого реагирования на такие ситуации. И если бы та же Фаина Алексеевна позвонила «01»,  о ее звонке в тот же день узнали бы все отвечающие за областной ЖКХ руководители и даже губернатор.










Заместитель председателя правительства, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области Николай Ащеулов:
– Для нас,  власти,  очень важно, чтобы в доме каждого пензяка было тепло. Все равно администрации Лунино придется договариваться с каждой из 9 семей. Но опыт показывает,  что в каждом районе остается 1 — 2 процента населения, которые категорически отказываются переходить на систему индивидуального отопления. В чем-то они правы. Хотя для них важны не столько деньги,  сколько выражение своего социального протеста. Так что в работе с этой категорией граждан необходимо терпение и еще раз терпение.

Автор: Ольга ЯМЩИКОВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное