Из породы созидателей

Из породы созидателей

Где бы этот человек ни оказывался — на стройке, за преподавательской кафедрой, на фронте — он всегда занимался созидательным трудом

Григорий Дмитриевич Палионный с Пензой связан с 1947 года. Переехал сюда по рекомендациям врачей (нужна была средняя полоса России), работал в Пензенском индустриальном институте.

Созидательная юность

Родился он на Украине, в маленьком казацком селе Полтавской губернии, в крестьянской семье. Повзрослев, поступил в Киевский политехнический институт, выбрав профессию инженера-строителя. Окончил институт в 1927 году, защитив диплом на «отлично». И получил первое трудовое назначение в мостоиспытательную партию на участке Юго-Восточной железной дороги (впоследствии этот участок сделался частью магистрали Москва–Донбасс).

Через два года в качестве проектировщика он был направлен на строительство Штеровской гидроэлектростанции — одной из первых в нашей стране и старейшей ГРЭС Донбасса.
На электростанции внедрялись передовые для того времени технологии и новый в мировой практике вид энергетического топлива (антрацитовый штыб). И потому к работам по ее возведению было приковано внимание всей страны, трудиться на этом объекте было особенно почетно.

После этого были два года работы на строительстве Свердловского медеэлектролитного завода, где молодой специалист прошел путь от инженера—проектировщика до главного инженера.
Все цеха завода были спроектированы лично Григорием Дмитриевичем Палионным и строились под его непосредственным наблюдением.

Талантливый педагог

В 1931 году он начал преподавательскую деятельность в Уральском строительном институте, стал заведующим кафедрой «Статика сооружений». Одновременно вел занятия в Свердловском коммунальном институте.

Проявил себя как блестящий педагог, талантливо передающий свои знания студентам. Вот отрывок из текста памятного адреса, преподнесенного ему в 1935 году студентами-конструкторами.
«Дорогой Григорий Дмитриевич! Итак, завтра Вы уезжаете из Свердловска. Для нас, студентов 4 курса конструкторской специальности, особенно больно расставаться с Вами. Вы прочли нам курс общей статики, почти полностью изложили статику специальную. Вместе с Вами мы проработали два года.

Вы сочетаете в себе качества отличного инженера, прекрасного педагога и в то же время товарища. Ваши широкие знания, ясность мысли, простота и товарищеское отношение к нам выдвинули Вас из среды преподавателей нашего института как лучшего из лучших, самого дорогого и самого любимого.… Мы навсегда сохраним Ваш образ – идеал преподавателя, инженера, товарища».

И снова стройки

Спустя три года он был вызван на новый объект – строительство Новочеркасского паровозостроительного завода, где получил назначение на должность начальника технического отдела. Обосновал и внедрил несколько рационализаторских предложений, опубликованных в печати (в журнале «Строительная промышленность» за 1936 год, №№ 4, 7, 8, 10).

После завершения основных объектов первой очереди начал работать на строительстве электростанции в Черемховском районе, на реке Ангара в Иркутской области. Затем был переведен на проектирование объектов в Горький.

А в 1939 году Палионный был направлен главным инженером 2-го стройтреста Госрезервов в Новосибирск, где продолжал строить, применяя свои знания и опыт, проводя экономию и рационализацию. Стоит отметить, что спроектированные им складские помещения на одной из строек Алтая оказались в состоянии принять эвакуированный туда в начале войны Харьковский тракторный завод, благодаря чему стало возможно сразу приступить к выпуску оборонной продукции, используя готовые помещения под цеха. Одновременно со своей основной работой он готовил будущих специалистов в Новосибирском строительном институте, занимая должность завкафедрой «Строительная механика».

Война подорвала здоровье

В феврале 1942 года Палионный был призван в ряды Красной Армии и зачислен инженером Особого мостового батальона. За короткое время пребывания на фронте (с 1942-го по февраль 1943 года) под его непосредственным руководством было построено 186 мостов разной величины.

В феврале 1943 года взрывной волной он был сброшен в воду с опор строящегося моста. Товарищи сумели его спасти. Но до ближайшего полевого медпункта добираться пришлось на мотоцикле под ледяным февральским ветром в застывшей на морозе, насквозь промокшей шинели. В результате — серьезное заболевание легких. Более полугода он находился на лечении.
Вернувшись из госпиталя осенью 1943 года, был комиссован по инвалидности и направлен в распоряжение Наркомтяжмаша главным инженером на строительство Новосибирского турбинного завода, а затем был назначен его директором.

Он продолжал работать в строительном институте, где пользовался большим уважением у студентов и коллег. В 1945 году Всесоюзный комитет по высшей школе (ВКВШ) обратился в Наркомтяжмаш с просьбой откомандировать Г.Д. Палионного полностью в распоряжение ВКВШ для преподавательской работы.

Однако здоровье его ухудшалось, и осенью 1947 года ему пришлось переехать в среднюю полосу России, в Пензу. Несмотря на прогрессирующую болезнь, за короткий период работы в Пензенском индустриальном институте он проявил себя как блестящий преподаватель, безукоризненно знающий свой предмет и стремящийся как можно полнее передать свои знания и опыт студентам; как талантливый инженер, имевший верное профессиональное чутье, которое умел ценить и в студентах; как превосходный лектор, слушать лекции которого приходили студенты даже с других факультетов.

А кроме того, он был верным товарищем по работе, чем заслужил высокий авторитет в среде преподавателей и учащихся. В одном из отзывов его коллег по Пензенскому индустриальному институту, он назван «одним из лучших представителей советской интеллигенции».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное